Традиции чаепития в Поморье

Чаепитие на Руси издавна воспринимается как нечто большее, чем обыденный прием пищи или посиделки за столом. Традиции чаепития, укоренившиеся в России, предполагают в первую очередь возможность испить чаю в приятной компании за душевным разговором.

Фото Л. Макаршиной

Как правило, чайное застолье длится несколько часов, гости ведут неспешную непринужденную беседу. В народе чаепитие долго оставалось символом зажиточности и богатства, а знакомое всем выражение «дать на чай» означало проявление особой щедрости. И только в ХVIII веке чай окончательно вошел в русский быт и стал воистину национальным напитком, без которого просто невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека. Появившееся в ХIХ веке знаменитое выражение «чаи гонять» очень метко отображало пристрастие русских людей к чаепитию.

Особенно популярен чай был в купеческой среде, что порождало и новые обычаи. Сохранились воспоминания поморов об одном из таких обычаев, который состоял в том, что «на другой день после благословения жених приезжал к невесте с гостинцами; он привозил голову сахару, фунт чаю и самых разнообразных сладостей – конфет, орехов, пряников, и все это было в довольно большом количестве и целыми кульками; делалось это потому, что невеста все предсвадебное время приглашала гостить к себе подруг, которые помогали готовить приданое: все мелкие вещи, начиная с носовых платков, салфеток, надо было переметить уже новыми инициалами – с фамилией жениха. После этого жених становился своим человеком в доме невесты».

 Особняк чаепромышленников Высоцких,

созданный архитектором Р.И. Клейном в 1900 г.

Фрагменты чайной упаковки «Царская роза»

С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь помора, чаепитие стало важной составляющей его жизни. В Поморье без чая не обходится ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. За чаем проходят задушевные посиделки, обсуждаются важнейшие новости, люди обмениваются мнениями, спорят, веселятся, заключают деловые сделки и просто отдыхают.

Как вспоминает сумлянка Зайкова Людмила Алексеевна, чай пьют в среднем шесть-семь раз в день: за завтраком перед работой, за вторым завтраком, во время легких перекусов, чаем завершают обед, пьют на полдник со сладостями, а также наслаждаются вечерним чаем в семейном кругу, не говоря уже о чаепитии как отдельной форме застолья.

Главное в поморском чаепитии – это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости. Не зря за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу. Поморы также говорят такие пословицы: «Где есть чай – там под елью рай», «Чай пьешь – до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску».

Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Но у поморов был свой чай: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения – лечебных и тонизирующих.

Наши предки не были так избалованы изысками чайной промышленности, как их потомки, и пили в основном китайский черный чай.

Чаеторговая фирма, основателем которой был в 1849 году Калонимус Зеев Вульф Высоцкий, на всем протяжении своей деятельности отличалась исключительной культурой ведения торговли, передовым техническим оснащением своей фабрики, непревзойденным качеством продукции, словом, имела безупречную репутацию. Торговым знаком товарищества был кораблик с поднятым парусом, «В.Высоцкий и Ко» являлось официальным поставщиком российского Императорского двора, и контролировала треть чайного рынка страны.

Фирма купца Высоцкого, благодаря замечательным организаторским способностям и коммерческому чутью своего основателя и владельца, быстро набирала обороты. Вульф тщательно изучил все нюансы чайного дела и вникал в любые тонкости бизнеса. Современники неоднократно отмечали как его высокую компетентность и образованность, так и общую культуру ведения дел.

Обретя предпринимательскую свободу, Высоцкий смог диктовать рынку свои условия, благодаря чему в 1903 году основной капитал фирмы вновь удвоился, составив 6 млн. рублей, а чистая прибыль приблизилась к 630 тыс. рублей, ежегодно увеличиваясь самыми быстрыми в отрасли темпами. Вскоре «В. Высоцкий и Ко» становится одним из монополистов, контролируя 35% чайного рынка Российской империи.

В Поморье промышленники также привозили чай товарищества «В.Высоцкий и Ко», фрагменты чайной упаковки «Царская роза» сохранились в музее «Поморская горница» с. Сумский Посад.

Таисия Афанасьевна Евтюкова, 89 лет, поморка, рассказывала о ритуале заваривания чая: «Кипяток рекомендуется готовить в самоварах. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник. Далее всыпать заварку в нужном количестве из расчета 0,5-0,75 г на порцию и залить кипятком примерно на 1/3 чайника. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус. Затем долить в чайник доверху кипяток и перемешать Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай».

Фото Л. Макаршиной

Главный атрибут традиционного поморского чаепития – самовар. Внешний вид и размер самоваров был весьма разнообразным – их выпускали на несколько стаканов и даже на несколько ведер. Народ сразу оценил преимущество самовара: не надо топить печь для подогрева воды.

Фото Л. Макаршиной

Для растопки самовара использовали дрова, древесный уголь или даже сосновые шишки. Во многом благодаря самовару и сформировалась традиция русской чайной церемонии как неспешного и расслабляющего времяпрепровождения. Самовар – это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома.

Серафима Николаевна Ушарович вспоминает, что, прежде всего, чайный стол покрывали скатертью только в праздники – для особых случаев, а каждодневные чаепития были за обычным столом в кухне, которым ничем не покрывался. Самовару всегда отводилась за столом роль молчаливого собеседника. Он стоит всегда в центре стола, добрый – по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой.

Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Разливала чай только сама хозяйка, и лишь в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2 см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.

По поморской традиции чаепития к столу подаются несколько типов закусок, первая из которых плотные блюда. Здесь главным образом идет речь о пирогах, кулебяках и блинах. Начинки для них могут быть самыми разнообразными: это и мясо, и капуста, и рыба, и яйца. Цель этих блюд – накормить гостей, которые только что пожаловали к вашему столу. Также на стол подаются собственно закуски – различные бутерброды, мясные и сырные нарезки, паштеты, икра. Эти блюда хороши тем, что они не отвлекают от беседы, служат хорошей закуской и не остывают. После паузы на столе появляются сладкие блюда – выпечка, мед, различные сорта варенья, или блинчики со сладкими начинками, свежие фрукты и ягоды. Топленое молоко обязательно было на столе. Людмила Алексеевна Зайкова вспоминает, что «во время Великой Отечественной войны жили трудно, и ее мама пекла алабашники – оладьи из черной муки, добавляя туда тертую картошку».

 ***

Сейчас, заваривая пакетированный чай на скорую руку, мы удивляемся восточным философам, которые считали его напитком гармонии и мудрости. Мы, в отличие от наших предков, превративших чаепитие в ритуал расслабления и общения, просто поглощаем жидкость, не получая удовольствия от самого процесса. Попробуйте последовать чайной традиции поморов, и душевные посиделки за одним столом станут доброй традицией вашего дома.

Л. Макаршина, с. Сумский Посад

 Список литературы

Бернштам, Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX-начале XX в. : этнограф. очерки / Т.А. Бернштам ; Академия наук СССР ; Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая ; Отв. ред.: К.В. Чистов. – Л. : Наука, 1983. – 231 с.

Гемп, К. П. Сказ о Беломорье / К.П. Гемп. – Архангельск : Северо-Запад. кн. изд-во, 1983. – 237 с.

Максимов, С.В. Год на Севере / С.В. Максимов. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984.

Никольская, Р.Ф. Карельская кухня / Р.Ф.Никольская. – Петрозаводск : Карелия, 1989.

Черемухина, Л.А. Северная кухня / Л.А. Черемухина. – Архангельск : АВФ-книга, 2008.

Традиции чаепития в Поморье: 1 комментарий

  1. Моя мама Шестакова Мария Егоровна была очень гостеприимная.В полдень на чай приходили соседи ,чай пили из самовара.,а пирогов она столько пекла,что угощала и родственников и соседей.Часто чай пили с топленым молоком,а сахар был колотый,даже варила молочный сахар.Вспоминаю и думаю,почему так дружно жили,ведь семья большая и достатка то таково не было,а вот щедрость была всегда….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *