Бахирева Матрёна Фёдоровна

В материалах Научного архива КНЦ РАН хранятся записанные в 1935 году в селе Лапино Беломорского района пословицы, поговорки, а также заговоры и заклинания: «На обклевание змея», «На обклевание осами», «Кровь остановить», «Присушить» (на любовь), «На прицю», «Коней ставить на дворе», «Показывать дорогу скоту», «На змеиный укус», «На подход к судьям» (идя на суд, нужно сказать про себя заговор, чтобы судьи не обсудили) (1).

Исполнительницей этих произведений названа Матрена Федоровна Бахирева. Любопытно то, что о ней очень подробно рассказал в своей статье и книге политссыльный Г. Цейтлин. По его словам, в Лапино имелись свои подголосницы, которые получали денежное вознаграждение и почести за то, что помогали невестам причитать. Это были незаурядные женщины, умевшие «погрузиться» в образ. Самой большой репутацией подголосницы пользовалась крестьянка Матрена Федоровна Бахирева. Вместе с невестой причитала и она, и хор девушек. В момент записи причитаний Г. Цейтлиным Матрене Бахиревой было за пятьдесят лет. По ее же собственному выражению, она уже стояла «одной ногой в могиле», хотя это не мешало лапинчанке вести хозяйство: летом самой пахать, бороновать, сеять и жать. «В молодости она полюбила одного парня, с которым прижила двух сыновей и стала бороться за существование, «выростать» своих будущих кормильцев, – написал о ней Г. Цейтлин. – Тяжело ей давалась борьба эта. Но человек с сильной волей и твердо идущий к намеченной цели всегда преодолеет препятствия, встречающияся на его пути. Чтобы представить себе, как трудна такая задача, достаточно указать хотя бы на то обстоятельство, что уже за последние годы цена на женский труд во время полевых работ равняется 40 к. в сутки. Работает, работает бедная женщина в зимнее время, выбивается из сил над работой, – и в результате 10-15 к. за целый рабочий день. Так вот изволь кормить себя и детей на эти деньги. Эти тяжелые преграды на своем жизненном пути Матрена Федоровна прошла. Но они оказали свое воздействие на физическое состояние организма. В 50 лет она уже представляет из себя полную старуху, согбенную, с бесконечным числом морщин на лице, постоянными недомоганиями и т.п. Но ясность души, юмор, здравая логика так прекрасно сплетаются в этой женщине, что иной раз становится жалко, что вот пропадает такая осмысленная, полная прекрасных качеств души жизнь в далекой деревушке, среди бесплодных болотистых тундр и непроходимых лесов. Я прожил в с. Лапино около 6 мес., и квартира моя находилась бок-о-бок с лачугой Матрены Бахиревой, к которой я захаживал в зимнее время «вецериновать» и на «бесёду», ежедневно. И каждый раз я уходил от нее спокойный, уравновешенный и по приходу домой всегда думал о ней и страшно завидовал ясности и спокойствию ее души. И теперь, когда мне вспоминается мое трогательное прощание с Матреной Федоровной, которая «привыкла ко мне, как к сыну», и при моем отъезде обнимала меня, плакала и причитала на моей груди, – что-то теплое пробуждается в моей душе и твердит моему мозгу, что человеческое сердце не может зачерстветь ни от сурового климата, ни от бесплодных тундр, а только от сытости и роскоши» (2).

Как видим, самые нежные чувства вызвала в душе собирателя фольклора Матрена Федоровна Бахирева. Он записал от нее не только причитания, но и сказки.

Из воспоминаний внучки М.Ф. Бахиревой Октябрины Гавриловны Фоминой:

– Не будучи обвенчанной, бабушка имела двух сыновей, так и в книге со сказками, которую я видела в библиотеке Лапино, было написано. В ней еще бабушкин портрет был, в этой книге… Я очень хорошо помню бабушку, она недолго прожила после того, как узнала, что ее сын, мой отец, был расстрелян. Она умерла в 1938 году… Ей было восемьдесят шесть лет… Сказок знала бабушка очень много, все время мне рассказывала их. Лежим на печке в нашем доме, который еще папа построил, а она обнимает меня и сказки рассказывает. А я слушаю… Не помню теперь бабушкиных сказок, столько лет прошло!.. Но бабушку я очень хорошо помню… Как жаль, что у меня нет той книги с ее сказками. Видела ведь ее, в руках держала… Давно это было… Мама моя все время рассказывала, что бабушка приехала в Лапино из института благородных девиц. Как это произошло, я не знаю. Как она оказалась в деревне? Почему ее из института сюда прислали, не могу сказать. Но мама всегда так говорила. Когда бабушка умерла, мы в ее доме на чердаке много медикаментов нашли, она ведь лечила людей, знала медицину, всем помогала в болезни… Хорошая была женщина, очень добрая и ласковая… И мама моя тоже такой была, не зря, наверное, папа с первого взгляда в нее влюбился. Она ведь из Воренжи, а раньше как? В праздники все друг к другу в гости ходили, на танцы – в соседнюю деревню. Вот мама с папой и познакомились на танцах. Папа маму увидел, и все… Поженились, и он привез ее в Лапино… (3).

Лапино. Начало XX века. Фото С.В. Кошкиной

Светлана Кошкина, 2022 г.

________________________

1 НА КарНЦ РАН. Ф. 1. О. 1. Колл. 28, № 73-88, Лл. 116-159.

2 Цейтлин, Г. Поморские народные сказки / Г. Цейтлин // ИАОИРС. – 1911. – № 2. – С. 80-81.

3 Записано С.В. Кошкиной от Октябрины Гавриловны Фоминой, 1932 г.р., м.р. с. Лапино, 29 ноября 2016 г. в п. Сосновец Беломорского района.