Стронк Георгий Адамович

«Много раз и в разное время года бывал я в Беломорске, и всегда находил что-нибудь новое, красивое, неожиданное. Делал зарисовки в порту, на лесозаводе, на судоверфи, выезжал с рыбаками в море на лов сельди. И везде встречались интересные, незаурядные люди. Хорошо было не только рисовать их, но и послушать их рассказы, в своём большинстве связанные с морем».

Г.А. Стронк

Георгий Адамович Стронк  (1910-2005) родился в польском городе Петракове. Детские годы его прошли в Витебске, затем – в Николаеве. Там, на судостроительном заводе, началась трудовая биография Г. А. Стронка, затем была учёба в Николаевском художественном училище. Позднее он поступил в Ленинградскую академию художеств, в мастерскую знаменитого И.И. Бродского. Дипломной работой по окончании академии стала картина «Пушкин после дуэли», которая нашла своё место в Святогорском монастыре – месте вечного успокоения великого поэта. По окончании учёбы Г. А. Стронк приехал в Петрозаводск.

Живописец, график, иллюстратор. Работал в жанрах портрета, пейзажа, тематической картины. Учился в Николаевском художественном техникуме (1930-1932) и во Всероссийской Академии художеств (1933-1939) у И. Бродского.
Участник выставок с 1939 г. Член Союза художников с 1940 г. Автор книг «У самого Белого моря», «По Карелии».

Лауреат 2-ой премии на Всесоюзном конкурсе книги в 1951 г. за иллюстрации к эпосу «Калевала» (за издание «Калевала», 1947 г.), Лауреат Государственной премии КАССР (1981), Народный художник Карельской АССР (1970), Почётный гражданин г. Петрозаводска (1996).

Обложка каталога «Георгий Адамович Стронк. Живопись. Графика» (Петрозаводск, 1990). Из фондов Беломорского районного краеведческого музея

По отношению к Г. А. Стронку часто применяется слово первый. Он один из первых профессиональных мастеров в Карелии, создавших основы карельского изобразительного искусства, первый председатель Правления Союза художников Карельской АССР (1941-1953), один из немногочисленных участников первой республиканской художественной выставки 1941 года.

Уже в начале творческого пути Г. А. Стронк заявил о себе, как о талантливом портретисте. В конце 1940-х – начале 50-х годов он создает две больших живописных серии. Одна из них посвящена видным политическим и общественным деятелям Карелии (портреты О. В. Куусинена, Тойво Вяхи и др.). Не раз он будет возвращаться к портретам народных сказителей, старых большевиков.

Следующая живописная серия включает портреты известных деятелей карельской культуры: композиторов К. Раутио и Р. Пергамента, актрис Кульчицкой и Шибуевой, актера Н. Чаплыгина и др. К лучшим в ряду этих произведений принадлежит портрет народного родоначальника национального искусства. В. Н. Попова.

Особая страница в искусстве Г. А. Стронка – эпос «Калевала», он работает над ним в течение все своей творческой деятельности.

Художник плодотворно работал в жанре пейзажа. В Беломорье складываются пейзажные панорамы, в них включаются жанровые и трудовые сцены, приметы рыбацкого промысла. Этот материал воплощается в больших офортах, рисунках акварелях, цветной и черно-белой линогравюрах. Мастер использует и технику пастели, в которой достигает виртуозности. Его пейзажи энергичны, живописны и несут в себе тонкие вариации переживания автора.

Менялись мотивы, сюжеты, композиция и техника произведений Г. А. Стронка, но неизменным оставался восторг художника перед красотой и тайнами природы Русского Севера и желание запечатлеть эту красоту на холстах и графических листах.

«Любите рисунок, учитесь рисовать, умейте рисовать», — такой девиз Г. А Стронка как призыв старого мастера молодым коллегам.

Основные произведения художника хранятся в Национальном музее Республики Карелия, музее изобразительных искусств Республики Карелия. Беломорский районный краеведческий музей также является хранителем небольшой коллекции работ известного карельского художника. 30 графических работ были передан в музей от самого художника в 1965 и 1995 гг., 7 работ переданы Карельским государственным краеведческим музеем в 1975 г.

Выставка «Поморье в лицах. Графика Г.А. Стронка»