Семья Анны Ивановой долгие годы хранит старинный киотный крест, который достался ее маме, Светлане Ивановне Ивановой (1969 г.р.) по наследству от ее мамы, Курьян (Ивановой) Зинаиды Алексеевны (1939-2009). Зинаида Алексеевна получила крест от своих родителей Ивановой Анны (1902-1971) и Иванова Алексея Михайловича (1895-1956), оба они уроженцы карельской деревни Кевятозеро.
В описании семейной реликвии Анна указала следующее:
«Крест сделан из меди. В давние времена такие кресты делали староверы. Обитель находилась на р. Выг в Карелии… Киотные кресты размещались среди домовых икон, он занимал почетное место по центру. Этот крест имеет сложную судьбу, как и его владельцы. Когда пришла власть Советов, зажиточных крестьян раскулачивали и отбирали все ценные вещи. Советское государство не признавало церковь. В нашем кресте имеется только одна боковая пластина, которая сохранилась, а другая боковая пластинка была вырезана и вывезена родственниками, которые бежали от Советской власти за границу. Сейчас крест стоит на деревянной полочке у нас дома и также занимает почетное место. Мы очень бережно к нему относимся, и помним своих близких, которых уже нет с нами…».
Музей-заповедник «Зарайский кремль», в фондах которого хранится такой же киотный крест, дает следующее его описание: «Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты) нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный, прежде всего, с мастерскими в Поморье. Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены: в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим»…»[1]
Кроме того, в описании указано, что поморцы «в верхней части «Распятия» помещали «образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник. Известны также более сложные варианты, в которых крест окружали клеймами с изображением праздничных сцен и избранных икон».[2]
Как пишет искусствовед Галина Егошина[3], кресты — самая массовая часть медного литья, они различаются по назначению, величине и декору, и она указывает на то, что «старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы»… Нимб чаще всего комбинированный: восьмиконечная звезда, вписанная в окружность. Звезда образована двумя наложенными один на другой квадратами или ромбами с вогнутыми гранями. Нижний означает землю, верхний — небо… Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса в верхней части. Изображение Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже — «Црь славы». Если положить перед собой поповский и беспоповский, или поморский, крест, явственно проступят и другие различия. На второй перекладине крестов поморского типа (со «Спасом на убрусе[4]») обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны: «СЛНЦЕ» и «ЛYНА». На поповских крестах светил нет».
Что же известно семье о передавших по наследству реликвию Ивановых Анне и Алексее, карелах д. Кевятозеро?
Алексей Михайлович Иванов – участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он родился в деревне Кевятозеро в 1895 году, в августе 1941 года призван на фронт Беломорским РВК. Был ранен. В документе, хранящемся в ЦАМО, о нем сказано: образование 4 класса, жена Анна Михайловна, проживает в д. Кевятозеро. Карел, беспартийный. Рядовой 39-го стрелкового полка 27-й стрелковой дивизии.
Семья хранит уникальный документ 1945 года, подписанный командующим войсками 2-го Белорусского фронта Маршалом Советского Союза Константином Константиновичем Рокоссовским, в нем читаем следующее:
«Красноармеец Иванов Алексей Михайлович. Вам доблестному воину Красной армии, участнику боев с немецко-фашистскими захватчиками, сражавшемуся в рядах войск 2-го Белорусского фронта, неоднократно отмеченных благодарственными приказами Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина Военный Совет фронта вручает это благодарственное письмо, как память о Великой Отечественной войне. Желаем Вам доброго здоровья и новых успехов в Вашей дальнейшей трудовой жизни на благо нашей Великой Социалистической Родины».
После войны Алексей Михайлович жил в Беломорске и работал в государственной базе гослова рыбы, здесь на фотографиях 1950-х гг. он изображен как раз во время работы на этом градообразующем предприятии нашего города.
У Алексея и Анны была большая семья, об их дочери Зинаиде Алексеевне Курьян (1939-2009), которая хранила после своих родителей этот крест, известно то, что когда ей исполнилось 16 лет, в 1955 году, она поступила на работу в консервный цех Беломорского рыбокомбината, через два года начала учиться в строительной школе №5 г. Кеми, после окончания которой с 1958 г. работала в лесопильном цехе Кемского лесозавода, с 1961 г. – кассир Беломорского комбината бытового обслуживания, затем, с 13 ноября 1961 г. трудилась на станции Сорокской в детских яслях, а с 1963 по 1974 гг. – стрелочником станции Сорокской. В 1975 году переведена на работу сигналистом станции, с 1980 по 1994 гг. – оператором поста централизации, и затем с 1995 по 2000 гг. трудилась станционной рабочей.
Трудолюбивая, ответственная, Зинаида Алексеевна за время работы стрелочником, проводила не одну тысячу поездов, ее труд отмечен многочисленными благодарностями и почетными грамотами. 28 февраля 1974 г. ей был вручен Орден Знак Почета.
Отрадно, что Зинаида Алексеевна сохранила память о своих родителях, передав по наследству очень ценные и важные предметы, документы, связанные с историей своей семьи. И, конечно же, важно то, что сберегла она для дочери, внучки старинный киотный крест.
___________________________
[1] Сегодня в рубрике «Сохраняя святыни» киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век). Режим доступа: https://vk.com/id143900787?w=wall-2492129_2923 (дата обращения 06.09.2023).
[2] Сегодня в рубрике «Сохраняя святыни» киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век). Режим доступа: https://vk.com/id143900787?w=wall-2492129_2923 (дата обращения 06.09.2023).
[3] Егошина Г. Медный киотный крест из бабушкиного сундука. Режим доступа: https://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/105-mednyj-kiotnyj-krest-iz-babushkinogo-sunduka.html (дата обращения 06.09.2023).
[4] Убрус — Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика Иисуса Христа.