Семейные реликвии Анны Ивановой

Семья Анны Ивановой долгие годы хранит старинный киотный крест, который достался ее маме, Светлане Ивановне Ивановой (1969 г.р.) по наследству от ее мамы, Курьян (Ивановой) Зинаиды Алексеевны (1939-2009). Зинаида Алексеевна получила крест от своих родителей Ивановой Анны (1902-1971) и Иванова Алексея Михайловича (1895-1956), оба они уроженцы карельской деревни Кевятозеро.

Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими». Поморское литье, медный сплав. 19 в. (?)

В описании семейной реликвии Анна указала следующее:

«Крест сделан из меди. В давние времена такие кресты делали староверы. Обитель находилась на р. Выг в Карелии… Киотные кресты размещались среди домовых икон, он занимал почетное место по центру. Этот крест имеет сложную судьбу, как и его владельцы. Когда пришла власть Советов, зажиточных крестьян раскулачивали и отбирали все ценные вещи. Советское государство не признавало церковь. В нашем кресте имеется только одна боковая пластина, которая сохранилась, а другая боковая пластинка была вырезана и вывезена родственниками, которые бежали от Советской власти за границу. Сейчас крест стоит на деревянной полочке у нас дома и также занимает почетное место. Мы очень бережно к нему относимся, и помним своих близких, которых уже нет с нами…».

Музей-заповедник «Зарайский кремль», в фондах которого хранится такой же киотный крест, дает следующее его описание: «Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты) нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный, прежде всего, с мастерскими в Поморье. Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены: в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим»…»[1]

Кроме того, в описании указано, что поморцы «в верхней части «Распятия» помещали «образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник. Известны также более сложные варианты, в которых крест окружали клеймами с изображением праздничных сцен и избранных икон».[2]

Как пишет искусствовед Галина Егошина[3], кресты — самая массовая часть медного литья, они различаются по назначению, величине и декору, и она указывает на то, что «старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы»… Нимб чаще всего комбинированный: восьмиконечная звезда, вписанная в окружность. Звезда образована двумя наложенными один на другой квадратами или ромбами с вогнутыми гранями. Нижний означает землю, верхний — небо… Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса в верхней части. Изображение Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже — «Црь славы». Если положить перед собой поповский и беспоповский, или поморский, крест, явственно проступят и другие различия. На второй перекладине крестов поморского типа (со «Спасом на убрусе[4]») обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны: «СЛНЦЕ» и «ЛYНА». На поповских крестах светил нет».

Что же известно семье о передавших по наследству реликвию Ивановых Анне и Алексее, карелах д. Кевятозеро?

Алексей Михайлович Иванов (1895-1956), участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Алексей Михайлович Иванов – участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он родился в деревне Кевятозеро в 1895 году, в августе 1941 года призван на фронт Беломорским РВК. Был ранен. В документе, хранящемся в ЦАМО, о нем сказано: образование 4 класса, жена Анна Михайловна, проживает в д. Кевятозеро. Карел, беспартийный. Рядовой 39-го стрелкового полка 27-й стрелковой дивизии.

Из архива С.И. Ивановой

Семья хранит уникальный документ 1945 года, подписанный командующим войсками 2-го Белорусского фронта Маршалом Советского Союза Константином Константиновичем Рокоссовским, в нем читаем следующее:

«Красноармеец Иванов Алексей Михайлович. Вам доблестному воину Красной армии, участнику боев с немецко-фашистскими захватчиками, сражавшемуся в рядах войск 2-го Белорусского фронта, неоднократно отмеченных благодарственными приказами Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина Военный Совет фронта вручает это благодарственное письмо, как память о Великой Отечественной войне. Желаем Вам доброго здоровья и новых успехов в Вашей дальнейшей трудовой жизни на благо нашей Великой Социалистической Родины».

После войны Алексей Михайлович жил в Беломорске и работал в государственной базе гослова рыбы, здесь на фотографиях 1950-х гг. он изображен как раз во время работы на этом градообразующем предприятии нашего города.

Алексей Михайлович Иванов во время работы в Беломорской базе гослова. Беломорск. 1951 г. Из архива С.И. Ивановой

У Алексея и Анны была большая семья, об их дочери Зинаиде Алексеевне Курьян (1939-2009), которая хранила после своих родителей этот крест, известно то, что когда ей исполнилось 16 лет, в 1955 году, она поступила на работу в консервный цех Беломорского рыбокомбината, через два года начала учиться в строительной школе №5 г. Кеми, после окончания которой с 1958 г. работала в лесопильном цехе Кемского лесозавода, с 1961 г. – кассир Беломорского комбината бытового обслуживания, затем, с 13 ноября 1961 г. трудилась на станции Сорокской в детских яслях, а с 1963 по 1974 гг. – стрелочником станции Сорокской. В 1975 году переведена на работу сигналистом станции, с 1980 по 1994 гг. – оператором поста централизации, и затем с 1995 по 2000 гг. трудилась станционной рабочей.

Зинаида Алексеевна Курьян. Станция Беломорск. 1963 г. Из архива С.И. Ивановой

Трудолюбивая, ответственная, Зинаида Алексеевна за время работы стрелочником, проводила не одну тысячу поездов, ее труд отмечен многочисленными благодарностями и почетными грамотами. 28 февраля 1974 г. ей был вручен Орден Знак Почета.

Отрадно, что Зинаида Алексеевна сохранила память о своих родителях, передав по наследству очень ценные и важные предметы, документы, связанные с историей своей семьи. И, конечно же, важно то, что сберегла она для дочери, внучки старинный киотный крест.

___________________________

[1] Сегодня в рубрике «Сохраняя святыни» киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век). Режим доступа:  https://vk.com/id143900787?w=wall-2492129_2923 (дата обращения 06.09.2023).

[2] Сегодня в рубрике «Сохраняя святыни» киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век). Режим доступа:  https://vk.com/id143900787?w=wall-2492129_2923 (дата обращения 06.09.2023).

[3] Егошина Г. Медный киотный крест из бабушкиного сундука. Режим доступа: https://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/105-mednyj-kiotnyj-krest-iz-babushkinogo-sunduka.html (дата обращения 06.09.2023).

[4] Убрус — Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика Иисуса Христа.