Титов Александр Федорович (13.04.1959-29.06.2008)

А. Ф. Титов. Беломорск. 1980-е-1990-е гг.
Личный архив С. В. Щуковского

Александр Федорович Титов (13.04.1959-29.06.2008) родился в г. Беломорске. После окончания Беломорской средней школы №2 и Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) он работал корреспондентом и ответственным секретарем в газете «Комсомолец», сотрудничал со многими ленинградскими изданиями, являлся ответственным секретарем, редактором районной газеты «Беломорская трибуна».

До занятия профессиональной журналистикой А. Ф. Титов дебютировал как поэт, был одним из организаторов литературного объединения, созданного в г. Беломорске. По воспоминаниям поэта, прозаика Сергея Валентиновича Щуковского, Александр Федорович писал немного, но всегда «очень тщательно работал над слогом»: «У него был, что называется, вкус к слову. Критично относился к тем «стихотворцам», что выдавали на-гора десяток рифмованных текстов, созданных за один «присест». Мог возвратиться к стихотворению, написанному лет десять назад, переписать, исправить, а потом уже только впервые публиковать. В творчестве не любил суеты, работу не всегда считал творчеством. Мечтал написать роман о своей жизни под названием «Редактор и домовой». Говорил, что роман уже существует в голове, остается только перенести его на бумагу, но все время что-то мешает. Но «помехи» эти он придумывал себе сам»[1].

Рассказывая в своих воспоминаниях о нашем земляке[2], писатель-документалист, журналист Константин Васильевич Гнетнев (1947–2022) отмечал, что А. Ф. Титов был разно-сторонней, творческой личностью, автором целого ряда интересных публикаций. В редакцию газеты «Беломорская трибуна» он пришел работать уже зрелым журналистом.

«Его всегда отличало чувство стиля и слова, – читаем в статье коллектива редакции 2008 г., посвященной памяти А. Ф. Титова. – Понимание языка он принял по наследству от своего отца Титова Федора Ивановича. Как профессионал Александр придавал значение каждой фразе. Его просто возмущало, когда кто-то искажал русский язык. У него был собственный взгляд на творчество. В своих публикациях он не старался угодить, а отражал жизнь, какой он ее видел…»[3].

27 марта 1971 года  в Беломорске был создан народный  театр (БНТ), в котором разноплановые роли играл, в том числе и Александр Федорович Титов. Здесь он начинал и как актер, и как автор театральных обзоров.

По воспоминаниям Любови Сергеевны Зайцевой, работавшей в театре режиссером, А. Ф. Титов обратился к ней в конце 1970-х годов и попросил позаниматься с ним речью, поскольку он собирался поступать на радиожурналиста: «Стал ходить на все занятия театра. Играть в спектаклях не соглашался категорически, но читал роли за актеров, по какой-либо причине отсутствующих на репетиции. И кончилось это тем, что все-таки он сыграл – причем главную роль – в пьесе «История с метранпажем». Роль администратора гостиницы, человека намного старшего по возрасту, Александр сыграл замечательно…»[4].

Репетиция спектакля «История с метранпажем». Беломорск. 1980 г. Личный архив Л.С. Зайцевой

В личном архиве Л. С. Зайцевой хранятся рукописная и печатная программки спектакля «История с метранпажем» Беломорского народного театра, в котором А. Ф. Титов сыграл Калошина. На печатной программке – отзыв директора Летнереченского ДК: «Исполнили пьесу хорошо, особенно понравилась роль Титова, который исполнял роль Калошина – администратора гостиницы… 24 мая 1980 г.». Сохранилась и программка 1992 г. спектакля «Генералы в юбках» (постановка – Н. Чиркова), в котором А. Ф. Титов исполнил роль члена Французской Академии Леона де Сен-Пе. В пьесе сыграли также М. Иванова (жена академика), Л. Никулина (служанка), А. Шлепикас и Ю. Игнатович (слуга), И. Суворова (новая горничная), С. Шавырина (бабушка, теща академика, мать Ады), В. Матвеев (сын академика), С. Щуковский (адвокат), Е. Корниченко (президентша Комитета освобожденных женщин XVI квартала), Л. Булдыгерова (1-я заседательница).

Кроме того, в личном архиве Л. С. Зайцевой бережно хранится приглашение Дома культуры Сегежского целлюлозно-бумажного комбината на встречу с театральными коллективами и чтецами Калевальского, Кемского, Беломорского, Медвежьегорского, Лоухского и Сегежского районов. Выступления народных театров, участников зонального смотра «Театральная весна – 80» и конкурс чтецов состоялись в ДК Сегежского ЦБК 12 и 13 апреля 1980 г. Это событие А. Ф. Титов назвал тогда трудным праздником. Он писал: «Самым тяжелым оказался для нас первый день. Сразу после приезда в Сегежу началась подготовка к спектаклю «А зори здесь тихие» молодежной драматической студии. Композиция по повести Б. Васильева, поставленная работником районного дома культуры А. Шкаловым, впервые была показана широкой публике. Усилий было затрачено немало. Ожидания оправдались… Почти сразу после закрытия занавеса в малом зале начался зональный смотр чтецов, посвященный 110-летней годовщине В. И. Ленина, 60-летию КАССР, 85-летию со дня рождения С. Есенина, 100-летию со дня рождения А. Блока. Н. Шейнова и Е. Аккуратова защищали на нем честь нашего района, защищали достойно – они награждены соответственно дипломами первой и второй степеней… Завершил программу бурного для нас первого дня спектакль Беломорского народного театра «История с метранпажем». Выступление было тепло принято сегежанами. Сами артисты тоже остались им довольны, что в практике БНТ является редчайшим случаем…». 

Встреча клуба самодеятельной песни «Гандвиг» в клубе поэзии «Гармония».
Беломорск, центральная районная библиотека. 1980-е гг. Личный архив Л. С. Зайцевой

Возвращаясь к сыгранной А. Ф. Титовым роли в спектакле «История с метранпажем» уместно привести фрагмент статьи Галины Трифановой о нем: «В лице главного героя, администратора провинциальной гостиницы «Тайга» Семена Николаевича Калошина, автор высмеивает современного обывателя. Сложная задача стояла перед исполнителем этой роли, дебютантом народного театра Александром Титовым. От него требовалось показать человека, вынашивающего свою неприметность, заурядность, как едва ли не мировую драму, человека, который ничего на свете не боится, кроме… начальства. И эта боязнь чуть не стала причиной смерти Калошина. Действуя в соответствии с инструкцией, ретивый администратор выгнал из женского номера незнакомого человека, а потом забеспокоился: «Вдруг приезжий – большой начальник?». На беду, выясняется, что должность у выставленного за дверь Потапова (К. Злобин) очень внушительная и загадочная – метранпаж. Чтобы застраховаться, Калошин на всякий случай разыгрывает из себя человека, который не совсем в себе. Но страх так велик, что у нашего героя происходит сердечный приступ…

А. Титову удалось достоверно передать трагикомизм ситуации. Правильно применены мимика, жестикуляция. Сумел он передать и такие черты героя, как лицемерие, льстивость, угодливость. Его Калошин сверх меры учтив и предупредителен, когда звонит своему знакомому с целью узнать, кто такой метранпаж. Уже по обращению сразу чувствуется, что этот, невидимый для зрителя Андрей Васильевич, по служебной лестнице стоит на много выше администратора гостиницы. Но тон резко меняется, как только Семен Николаевич, так и не получив желаемого разъяснения вешает трубку: «В двух институтах обучался. Невежа!»

Конечно, не все моменты сыграны одинаково ровно. Сказались и отсутствие сценического опыта, и волнение, да и то, что на протяжении почти всего спектакля главный герой находится на сцене, а это требует большого нервного напряжения…».

А. Ф. Титов. Дом культуры (ул. Ленинская). Беломорск. 1981-1982 гг.
Фото С. В. Щуковского

Александр Федорович не только играл в народном театре, но и писал о нем. Будучи студентом факультета журналистики Ленинградского госуниверситета, он рассказывал о БНТ на страницах газет, отмечая, что «увлечение театром в Беломорске имеет относительно богатую историю, и коллектив народного театра на определенной ее ступени синтезировал и развивал все лучшее, заложенное в ней». «Разные люди, – писал он, – по разным обстоятельствам приходили в драмкружки: одних манила сцена, других «затащили друзья», третьи являлись из чистого любопытства. Но всегда, из года в год, из спектакля в спектакль лучшие, самые преданные энтузиасты своими работами, своей жизнью учили: театр – это нечто более высокое, более серьезное, более важное. Это один из самых доступных и в то же время для кого-нибудь, может быть, и единственный способ высказать миру свои думы и заботы, вынести на суд людской свои радости и беды. И нынешние участники должны ощущать себя новым звеном в этой цепи поколений…».

В 1990-х гг. А. Ф. Титов сделал попытку составить биографию родного театра, часть сохранившихся собранных им материалов опубликована в приложении данного издания. 26 марта 1991 г. в районной газете «Беломорская трибуна» он опубликовал большую статью о Беломорском народном театре, она была приурочена к 20-летию его создания. В ней он вновь обратился к теме традиции, отметив, что театральная самодеятельность в нашем районе присутствовала всегда, и даже в грозном 1942 г. в госпиталях прифронтовой столицы Карелии зрители тепло принимали «Женитьбу» Н. В. Гоголя, а после войны любители театра ставили в Беломорске «Короля Лира» Шекспира, «Любовь Яровую» Тренева и многие другие пьесы.

По воспоминаниям современников, А. Ф. Титов не только играл в Беломорском народном театре и в студенческом театре миниатюр Ленинградского госуниверситета, но и посещал литературное объединение известного поэта, прозаика и драматурга Виктора Александровича Сосноры (1936–2019), творчество которого, вероятно, оказало большое влияние на мировоззрение талантливого беломорского поэта, который одну из своих публикаций в газете «Комсомолец» посвятил «типично русскому поэту», как назвал А. Ф. Титов в статье «Лишняя лира»[5] В. А. Соснору. Статья опубликована под фамилией А. Керзум – псевдоним Александра Федоровича Титова, который печатался также под псевдонимами АФТ и Светин. Так, например, под псевдонимом Керзум в районной газете «Беломорская трибуна» была опубликована большая статья А. Ф. Титова, посвященная его малой родине – деревне Ендогуба, знаменитой тем, что в ней родился Герой Советского Союза Андрей Никитич Пашков и почетный гражданин города Беломорска, писатель Федор Иванович Титов – отец Александра Федоровича. Здесь он очень любил бывать, называл Ендогубу красивейшим местом…

Федор Иванович Титов, Сергей Валентинович Щуковский, Александр Федорович Титов, Юрий Иванович Казаков. Беломорск. Конец 1980-х гг.
Личный архив А. Ф. Титова

В 2008 г. А. Ф. Титова не стало, он похоронен на ендогубском деревенском кладбище рядом с отцом и братом Олегом…

В память об Александре Федоровиче Титове – талантливом поэте и журналисте – Беломорский районный краеведческий музей подготовил к изданию книгу А. Ф. Титова «Избранное», состоящую из трех частей, библиографии и приложения.

В первую часть «Мне он снится: тот город чудесный…» включены избранные стихи А. Ф. Титова: раннего периода его творчества из рукописной тетради поэта (раздел I настоящего издания), а также опубликованные в коллективном поэтическом сборнике «Попытка»[6] (раздел II), в его авторских сборниках «Стихи»,[7] «Строитель келий»[8] (разделы III и IV) и произведения разных лет из личного архива поэта (раздел V).

Во вторую часть «Торопись, перо! Сказка, складывайся!..» вошли прозаические произведения А. Ф. Титова.

Третья часть «Мне запомнится этот день…» включает в хронологической последовательности избранные статьи А. Ф. Титова из различных периодических изданий: газет «Беломорская трибуна», «Комсомолец» 1980–2000-х гг. о старинных поморских селах Нюхча, Шуерецкое, о кооперативе «Керамик», о Беломорском народном театре и др.

В приложение вошли документы из личных архивов Л. С. Зайцевой, А. Ф. Титова и его учебный фельетон «Ревизор».

Светлана Кошкина, краевед общественного объединения «Поморский берег»

 

ИЗБРАННЫЕ СТИХИ А.Ф. ТИТОВА

БЕЛОМОРСК

Мне он снится, тот город чудесный.

Он у Белого моря стоит.

Белых чаек веселая песня

Сладкой музыкой ночью звучит.

 

Бьются волны о скалы, взрываясь.

Стрелы кранов видны вдалеке.

Беспокойная жизнь заводская

И порожистый блеск на реке.

 

Снится школы мне белое зданье

И дырявая сетка ворот.

В этих снах, в беспробудных свиданьях

Детство вновь предо мной предстает.

 

Снова жарко от девичьей ласки.

Снова рядом со мною идет

Молодая принцесса из сказки,

Что в соседнем подъезде живет.

 

***

Тайной силой колдовскою

Перевернут мир с утра.

Свежевымытой весною

Дует ветер со двора.

 

Сквозь журчание капели

Слышен щебет воробья.

Целый день в окно без цели

Все смотрю упрямо я.

 

В небе стрелкой золотою

Оставляет солнце след.

Что-то странное со мною

Приключается чуть свет.

 

Мир, доселе неизвестный,

Я держу в своей руке

Фотографией невесты

В прошлогоднем «Огоньке».

 

ВОЙНА

Она придет, своим дыханьем опалив,

Раскрыв глаза от боли и мучений,

Она придет, ворвется в каждый стих

И в каждый миг твоих видений.

 

Придет. Сквозь годы, книги, фильмы,

Сквозь непогоду и пожар.

Тебя найдет неумолимо

Ее карающий удар.

 

И белизна твоей постели

Могилой черной станет вдруг,

И столб от детской карусели,

И площади знакомый круг,

И шаткий ящик под ногами,

И земляков угрюмый взор,

И танки с черными крестами,

И твой, сожжённый ими, двор,

И дым над хатой пятистенной,

И взгляд мальчишеский в окне,

И смертный хрип: «Да будет Ленин!» –

Вдруг все сойдется в тишине.

 

В поту ты судорожно вскочишь,

Воды холодной ковш испьешь,

И снова, хочешь иль не хочешь,

Но сном войны опять уснешь.

 

И теплота твоей постели

Вдруг станет холодом ночным,

И взводный в полушубке белом,

И твой прыжок вослед за ним,

И дрожь святая автомата,

И наше русское «Ура!»,

И кровь на рваном маскхалате,

И вражеских окопов мрак,

И до Берлина долгий путь,

И этот, смертью бьющий, дзот,

И пуля, тыкнувшая в грудь –

Внезапно все к тебе придет.

 

Придет к тебе цветами обелисков,

Придет музейной скорбной тишиной,

Придет портретом не пришедших близких –

И навсегда останется с тобой.

 

И пусть над полем боя тишина,

И по планете кружится весна,

Но все равно к тебе придет она –

Тобой не пережитая война.

 

ТАЛАНТ

Он – заслуженный мастер спорта,

да и ростом великоват.

Обмануть его так непросто,

но уже не уйдешь назад.

Надо рваться вперед, где гордо

в желтом свитере от ООН

защищает свои ворота

общепризнанный чемпион.

У него длиннющие руки

и бугристая сажень плеч,

и реакция, как у щуки,

и огромнейший опыт встреч.

Он за годы лихой карьеры

сотворил картотеку-шедевр,

закадрировав у соперников

каждый палец и каждый нерв.

Так как я начинаю только

самый первый – пока – сезон,

хищным взглядом былого волка

пожирает меня чемпион.

Было время – таким же взглядом

я в журналах его пожирал:

молодой он стоял, а рядом

сам Пеле ему руку жал.

Он создатель вратарской школы,

на приемах – в медалях грудь.

…Я ударил едва. Не в волю.

Но считают у нас чуть-чуть.

Проскользнув под его ногами,

закатился в ворота мяч.

Повторили гол на экране

и сказали: «Игра началась».

Удивленно и без комфорта

двухметровый лежит гигант.

Он заслуженный мастер спорта,

только все-таки не талант.

 

НАВАЖДЕНИЕ

Старой песни старые слова

на язык приклеились с утра.

То ли сон в истории витал,

то ли накануне я читал,

но пою часа, наверно, два

эти беспокойные слова.

 

Эта фраза спрятана во мне.

Затаилась, сволочь, в глубине!

Словно тот, кто душу в тело влил,

меткой музыкальною снабдил,

как художник метит край холста.

Из суровых звуков метка та.

 

В исполненье хора или соло

в голове звучат три липких слова,

залетевших с путаного сна.

Мир цветет, как Алла Пугачева.

Так зачем я повторяю снова:

— Если завтра война…

 

ДВА КЛУБА

Клуб любителей поэзии!

Клуб хулителей провинции.

Одинокие и трезвые,

молодые, ярколицые,

а семейные – в углу.

Зал читальный, как эстрада,

где ни скуки и ни мата,

только Пушкин да Рубцов.

Ох, наверное, рухнет стенка –

так он прет на Евтушенко.

Не хватило парню слов

А его соседка полная

полчаса собой заполнила,

все о Блоке говорит,

сыплет умными оттенками

и вибрирует коленками…

Лампа тусклая горит.

… За окно библиотеки

заглянул случайно некий

проходивший человек

и пошел своей дорогой,

унося поспешно ноги

от любых библиотек.

Человек почти летел,

на спине плакат висел.

На плакате – по слогам:

— Клуб любителей поэзии!

Заходи по четвергам.

____________________________

[1] Щуковский, С. «Я, как всегда, слуга своих немот…» / Сергей Щуковский // Титов А. Строитель келий. – Беломорск : Беломорская центральная районная библиотека, 2019. – С. 18–20.

[2] Гнетнев, К. Об Александре / Константин Гнетнев // Строитель келий. – Беломорск : Беломорская центральная районная библиотека, 2019. – С. 24.

[3] Александр Федорович Титов / Коллектив редакции «БТ» // Беломорская трибуна. – 2008. – 3 июля.

[4] Зайцева, Л. [Воспоминания об А. Ф. Титове] / Любовь Зайцева //Беломорская трибуна. – 2008. – 3 июля/

[5] Керзум, А. Лишняя лира : [о поэтах Геннадии Айги, Викторе Александровиче Сосноре] / А. Керзум // Комсомолец. – 1990. – 4 января.

[6] Титов, А. Смерть бабушки ; «Где кончаются травы…» ; «Жил-был старик…» ; «Мой друг, я жив…» ; Воспоминание ; Тридцатилетие ; Любовь каждый день ; Цивилизация ; Рифма ; «Откроемся, свидетель…» ; Папироса ; Строитель келий : [стихи] / Александр Титов // Попытка : сборник стихов / сост. Ю. И. Казаков ; вступ. ст. Ф. Титов ; Карельская республиканская организация добровольного общества «КНИГА». – Петрозаводск, : [б. и.], 1991. – С. 48-55.

[7] Титов, А. Стихи / Александр Титов. – Беломорск, 2002. – 30 с.

[8] Титов, А. Строитель келий / Александр Титов. – Беломорск : Беломорская центральная районная библиотека, 2019. – 32 с.