Шижня – старинное поморское селение, известное по письменным источникам с XVI века. Начало села Шижня, как сказывал П. А. Лежнев писателю Виктору Пулькину, лежит в местечке под названием Деревенька, которая в настоящее время «сокрыта» под восемнадцатым шлюзом. Веселое это было место: гуляли, водили хороводы. Нынче оно под водой.
В новгородских частных актах река Шижня упоминается с 1459 года. Например, в «Данной Моисея Федоровича и его жены Наталии с детьми Соловецкому монастырю на участок по реке Вирме и на рыбную ловлю в реке Шизне». Согласно документу, Моисей Федорович и его жена с детьми подарили обители участок в реке Вирме, «деревне свой участок», «землю страдомную и лес полешеи», то есть мелкорослый лес, пожни, то есть сенокосную землю, расположенную на низком месте у воды и ловища, а в «Шизни вочом ловить с того села…»
В 1539 году царем Иоанном Васильевичем было пожаловано Соловецкому монастырю «13 луковъ» по рекам Шижне и Выг и на Сухом наволоке с деревнями, в которых жило 4 или 5 поселенцев, из чего мы заключаем, что Шижня, как и остальные поморские села, в XVI в. принадлежало обители – крупнейшему вотчиннику тех лет.
Весьма скудные сведения о Шижне этого периода времени позволяют назвать основной вид деятельности здешних жителей – морской рыбный и звериный промысел.
На протяжении последующих столетий занятия поморов не изменились. Вся жизнь селян была связана с морем.
Здесь строили суда, имелись свои судовладельцы. Известен шиженский судовладелец Иван Афанасьев, который в 1866 году имел в Шижне 6 промысловых и одно транспортное судно грузоподъемностью 68 тонн, «в 1899 году его сын Иван – одно промысловое и два транспортных судна грузоподъемностью 140 тонн».
Именно Соловецкая обитель устроила в селе первую церковь. В 1730-х годах храм обветшал, и на средства прихожан в 1735 г.* была устроена церковь в честь Николая Чудотворца, что дает право образования Шиженского прихода относить к этому году.
К 1896 году Шиженский приход состоял из села Шижни: «на правом берегу реки Выг против Сороки, в четырех верстах от нее» и «деревни Выгостровской»: «на пять верст выше Шижни по течению реки Выг, на острове Выг», где имелась часовня в честь великомученицы Варвары. Дворов в них к 1896 году состояло 164, жителей – 1057.
Храм, построенный прихожанами, не раз поновлялся: в 1876 году его обшили тесом и покрасили, в 1888 году стены изнутри обили тесом, пожертвованным купцом Беляевым, в 1892 году был позолочен иконостас. В 1868 году в пользу церкви отдали рыбную тоню, дававшую в год до 20 рублей.
Никольская церковь, по воспоминаниям старожилов, отличалась богатым убранством. Отовсюду приезжали сюда венчаться. Семь колоколов, возвышавшихся на колокольне, звонили так, что слышно было на всю округу. Местному жителю П. А. Лежневу как-то довелось в Пасху быть звонарем.
В «Известиях Императорской Археологической Комиссии» 1911 года находим описание церкви: «Построена на скале, близ обрыва берега. Длина церкви 10 саж., ширина 3 саж., ширина трапезы 4 саж. Иконостас старинный, в три яруса, с умеренной резьбой, в нем древние, не поновленные иконы. Местопочтимая икона св. Николая Чудотворца. Оловянные сосуды. В трапезе интересен столб. Есть колокол 1630 г. В 1908 году Императорская Археологическая Комиссия разрешила расширить трапезу на один аршин».
Из описания храма Н. Маковской 1927 года: «Здание деревянное обшитое тесом; шатровое, в виде корабля. Состоит из средней части высокого квадратного сруба, на котором помещается восьмерик с повалами (расширяющийся к верху), несущий массивный шатер, увенчанный главкой на приземистой шейке. С восточной стороны к квадратному срубу примыкает пятистенный алтарный сруб, а с западной прямоугольный сруб трапезной. Трапезная заканчивается притвором, над которым помещается колокольня. С южной стороны над входными дверями с улицы – простое крыльцо-навес.
Над алтарем крыша на 2 ската с отливами, по коньку украшена решеточкой, над трапезной крыша на 2 ската. Все крыши крыты тесом. Шатер крыт тесинами обрезными по краю зубчиками. Шейка и главка крыты лемехом в чешую, основание шейки и главки украшено полицами с вырезанными концами. Карнизы шатра, алтарного сруба и угловых выступов квадратного сруба закрыты тесинами, вырезанными по краю зубчиками.
Кресты деревянные, восьмиконечные, окрашены охрой.
Длина всего здания 25 м, ширина наибольшая 11 м и высота до креста около 19 м. Окон всех 12. Во всех окнах решетки с кольцами.
Алтарь имеет в длину 5 м и в ширину 4,75 м; иконостас 3-х ярусный, простой столярной работы, выкрашен белой краской с золочеными поясками… Солеи нет…»
Согласно описанию, церковь отапливалась двумя кирпичными печами, которые находились в трапезной. В ограде направо от ворот располагался резной деревянный крест, а на северо-восточной стороне за алтарным выступом имелись остатки надмогильных срубцев.
В 1871* году для обучения детей в селе открылось сельское училище, спустя пять лет его преобразовали в одноклассное министерское училище. В это время в Шиженском сельском обществе, которое входило в состав Сорокской волости 1-го мирового участка Кемского уезда, насчитывалось 343 ревизские души.
Листая подшивки «Беломорской трибуны» 1937 года, удалось обнаружить сведения о Шиженской начальной школе, в которой обучалось тогда 98 учеников. Заведовал школой Дмитрий Иванович Кубасов. В архиве школы хранился отчет за 1880 год, в котором сообщалось, что в школе обучались 16 человек из Шижни и Сухого, в 1902 году – 38 человек. Многие не могли учиться, поскольку им приходилось помогать своим родителям: мальчики вязали сети, девочки занимались домашним хозяйством. В 1880 году на содержание школы было затрачено 126 руб. 24 коп.
Зажиточно жили люди в поморской Шижне. Ловили рыбу. Насушат корюшки и везут ее продавать на лошадях в Архангельск, а оттуда привозили муку, соль, разные обновки. Путешествующий в 1895 году из Архангельска на Соловецкие острова А. П. Энгельгардт в путевых заметках назвал Шижню «значительным поморским селением», в котором насчитывалось 200 дворов, здесь вылавливалось в среднем около 5 миллионов сельдей в год…
Согласно плану Шиженской деревни 1852 года здесь проживали Федосья Канжьева, Петр Елисеев, Прокопья Щепетова, Андрей Давыдов, Михаил Демьянов, Мария Попова, Андрей Тихонов, Илья Бурлаков, Василий Быков, Иван Бараков, Петр Родионов, Петр Абрамов, Алексей Тукачев, Григорий Лежнев и др.
По данным на 1 января 1901 года, в состав Сорокской волости входили Сорокское, Сухонаволокское и Шиженское сельские общества. Волостное правление находилось в с. Сороке.
В 1904 году в Шиженском сельском училище законоучителем состоял священник Андрей Николаевич Камкин, учителем – Александр Леонидович Кондратьев. Андрей Камкин служил и священником Шиженского прихода. В 1901 году «за заслуги по духовному ведомству» Святейшим Синодом он был награжден «наперсным крестом», и в этом же году епископом Архангельским и Холмогорским Иоанникием было «преподано архипастырское благословение с выдачей грамот» Шиженскому сельскому обществу за пожертвование для «своеприходской церкви новаго колокола на общественные средства»; крестьянам Шиженского общества Александру Афанасьеву и Ивану Круглому «за пожертвование значительной суммы на приобретение колокола для Шиженской церкви»; шиженскому церковному старосте Василию Лаврентьеву «за усердное и ревностное прохождение должности церковного старосты», выразившееся в изыскании средств на приобретение нового колокола.
В 1911 году епископом Архангельским и Холмогорским Михеем было «преподано архипастырское благословение с выдачей грамоты» крестьянину Шиженского прихода Андрею Васильеву Афанасьеву «за пожертвование в своеприходскую церковь паникадила и подсвечника на сумму 110 рублей»; «без выдачи грамоты» – крестьянам Шиженского прихода «за пожертвование в своеприходскую церковь полного священнического пасхального облачения и подсвечника».
Известно также, что с 29 февраля (по ст. ст.) 1916 года псаломщиком Шиженского прихода Кемского уезда состоял крестьянин Михаил Тукачев.
В 1907 году в древнехранилище Епархиального Церковно-Археологического Комитета поступили три деревянных напрестольных креста (из церквей Шиженского и Сорокского приходов); подризник холщовый, 1 пояс с кистями и 1 орарь (из Шиженской церкви), два стихаря (один из Шиженской церкви, другой – желтой крашенины – из Сорокской церкви).
Спустя несколько лет Никольского храма, украшавшего село Шижню несколько столетий, не станет: в непосредственной близости от села в 1930-е годы начнут сооружать последние 18-й и 19-й шлюзы Беломорско-Балтийского канала, и фарватеру помешает угол церкви, с которой сначала скинут крест, затем разберут и сбросят на скалу колокола, а иконы сожгут на болоте… Из бревен храма соорудят сетевязальную мастерскую, и вскоре у выхода в Белое море в районе 19-го шлюза появится огромная пятиконечная звезда красного цвета, символизирующая дух и веяния нового времени…
Светлана Кошкина, заведующая информационно-краеведческим отделом
Центра поморской культуры
___________________
* В описании Н. Маковской (Карелия : Ежегодник Карельского государственного музея за 1928 год (Петрозаводск, 1930, с. 122) указана дата – 1733 г., но освящена 13 июля 1735 года (прим. авт.).
* В изданиях «Архангельская Карелия» (Архангельск, 1908, с. 88), «Очерки по истории народного образования Карелии XVII—XXI вв.» (Петрозаводск, 2011, с. 121) указана дата 1872 год (прим. авт.).
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Поморы села Шижня – участники Великой Отечественной войны. Иван Андреевич Кузнецов (1889-1962)
Поморы села Шижня – участники Великой Отечественной войны. Константин Александрович Каншиев (1909-1964)
Поморка села Шижня Екатерина Ивановна Каншиева (1912-2000)
БИБЛИГОРАФИЯ