Выставка семейных реликвий Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…» организована в рамках районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…». Она начала работу 2 мая 2023 года.
Ольга Ивановна родилась в городе Беломорске 26 марта 1961 года в семье Пахомовых Ивана Викторовича и Марии Григорьевны. На выставке были представлены семейные реликвии, долгие годы сохранявшиеся в ее семье: это вышитые изделия ее мамы Марии Григорьевны Пахомовой (в девичестве Червовой) (1937-2016), посуда семьи Червовых, живших в деревне Выгостров Беломорского района, откуда родом дедушка Ольги Ивановны Худяковой – Григорий Михайлович Червов (1904-1971), участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, награжденный медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
О нем известно, что в 1915 году он окончил начальную школу в селе Выгостров. Работал на лесопильном заводе в с. Сорока, затем, до выхода на заслуженный отдых, трудился в Беломорской дистанции пути. Начинал путевым обходчиком. Во время войны работал обходчиком на перегоне Уда, затем был назначен бригадиром обходчиков на станции Шуерецкая. С 1960 года работал дежурным по переезду на станции Выг.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.07.1951 г. за добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». За добросовестное отношение к работе поощрялся благодарностями и ценными подарками руководства Беломорской дистанции пути.
Биографический рассказ о семье Червовых. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске
Биографический рассказ о маме Марии Григорьевне Пахомовой. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске
Украшение выставки – рипсовая шаль с кистями, которая принадлежала бабушке Ольги Ивановны Худяковой – Капиталине Степановне Червовой (в девичестве) Евтифеевой (1905-1965), но шаль могла принадлежать и прабабушке Василисе Семеновне Евтифеевой (в девичестве Кубасовой), 1869 г.р., уроженке села Сухого Беломорского района.
Как пишет научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, кандидат искусствоведения Наталия Ивановна Ковалева, «существует два текстильных термина: «репсовая ткань» и «рипсовая ткань». Репс – общее понятие, относящееся к широкому кругу тканей разных волокон, подразумевает плотные ткани в «рубчик». «Рипсом» в XIX веке называли только мягкие шелковые плательные и платочные ткани «в рубчик». В собрании Русского музея более 20 «рипсовых шалей» и почти все они были привезены из экспедиций по районам Русского Севера»[1].
Н. И. Ковалева отмечает, что «рипсовые шали» – шелковые тканые платки со сложным жаккардовым узором в виде крупных букетов и гирлянд цветов, переливающиеся насыщенными контрастными сочетаниями – зеленого с красным, лилового с оранжевым. Узоры платков построены на сочетании таких элементов, как букеты, бусы, кружевные ленты, картуши с косой решеткой. Художники и ткачи использовали орнаменты разных исторических стилей, модных в середине XIX века. На многих платках обнаруживаются декоративные элементы, характерные для стиля «второе рококо»: например, условно изображенные пышные «султанчики», изящно свисающие гирлянды-«дождики», трельяжные решетки разных размеров»[2].
В статье Елизаветы Марченко «Женский традиционный костюм», опубликованной в краеведческом альманахе Пинежского села «Веркола» 31 июля 2021 года, о рипсовых шалях читаем следующее: «Рипсовые шали были очень дорогими, разных размеров, передавались из поколения в поколение. Бывали синего или зеленого цвета с оранжевыми кистями и орнаментом (дубовыми листьями). Такую шаль носили как платок или повязывали сверху на повойник, и так выходили на праздник. Это был предмет роскоши. Когда выдавали замуж, эту шаль обязательно накидывали»[3].
Рассказ о семейной реликвии – шали. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске
Старинная семейная реликвия на выставке – колокольчик ямской поддужный с надписью: «1877 года. Братья Поповы въ Слободскомъ». Высота – 7,5 см, диаметр – 6,4 см. Техника: литьё, бронза.
Как пишет Анна Тихомирова в статье «Звону много – веселей дорога», «считается, что Слободской был вторым центром после Валдая по производству поддужных колокольчиков. Поначалу почтовые колокольчики, которые выпускались для государевой надобности, были безымянными, и на них не указывалось имя мастера и место производства. Со временем, по примеру валдайцев, у слобожан появилась традиция подписывать колокольчики – ставить на них торговую марку и дату, делая свою продукцию узнаваемой и конкурентоспособной.
Первый сохранившийся подписной датированный колокольчик был отлит в 1806 году на Вятке в городе Слободском мастером Лукой Каркиным. Список слободских мастеров достаточно велик и известен по сохранившимся до наших дней колокольчикам»[4], среди них Игорь Федорович Петров, доктор философских наук, профессор, называет братьев Поповых – Егора, Ивана, Николая и Гавриила[5], проживавших в городе Слободском Вятской губернии[6].
Поддужным колокольчик назван потому, что «лучшим местом для его крепления в России послужила именно дуга. Хотя подвешивать его могли где угодно: под шеей лошади, на постромках по бокам лошади, на санях и повозках. В Швеции и Финляндии, например, колокольчики, чаще всего подвешивали на оглобле, и они служили, как сигнальное требование уступить дорогу тяжёлым возам с древесиной. Поэтому однозначно нельзя назвать колокольчик поддужным, ямским, дорожным или упряжным. Среди российских коллекционеров прижился термин «поддужный колокольчик…»[7].
На выставке были представлены также современные золотошвейные изделия, созданные в 2000-х гг. Ольгой Ивановной Худяковой после обучения на курсах золотного шитья, организованных в Центре поморской культуры. По рассказам хозяйки экспонатов выставки, в ее родном доме всегда занимались рукоделием.
Биографический рассказ о занятиях рукоделием в семье. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске
Фрагмент выступления Ольги Ивановны Худяковой на открытии выставки семейных реликвий «Родные истоки…» в Центре поморской культуры, 2 мая 2023 г.
Выступление народного мастера традиционных художественных промыслов и ремесел Республики Карелия Ирины Геннадьевны Ильиной на открытии выставки семейных реликвий «Родные истоки…» в Центре поморской культуры, 2 мая 2023 г.
_________________________
[1] Ковалева Н. И. Шелковые платки // Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков в собрании Русского музея. Материалы и исследования. СПб. 2018. С. 106–109.
[2] Ковалева Н. И. Шелковые платки // Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков в собрании Русского музея. Материалы и исследования. СПб. 2018. С. 106–109.
[3] Марченко, Е. Женский традиционный костюм [Электронный ресурс]. URL: https://verkola.info/2021/07/31/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC/ (дата обращения: 02.04.2023)
[4] Тихомирова А. Звону много – веселей дорога [Электронный ресурс]. URL: https://www.centr-goroda.ru/2021/02/04/zvonu-mnogo-veselej-doroga/ (дата обращения 24.04.2023).
[5] Петров И. Ф. Поддужный колокольчик в культуре России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69725 (дата обращения 24.04.2023).
[6] Слободско́й — город в Кировской области России. Административный центр Слободского района, в который не входит. Город с 4 сельскими населёнными пунктами образует одноимённый городской округ. Входит в агломерацию Кирова.
[7] Боев А. Звучащая коллекция [Электронный ресурс]. URL: https://sammlung.ru/?p=34706 (дата обращения 24.04.2023).