Святки

В день рождения Христа
В мир приходит красота.

Январский лёд
Сиянье льёт.
Январский наст
Пропасть не даст.

Январский снег даёт разбег.
Днём искромётный и цветной,
И так сияет под луной!..
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч любой из вечеров.

Валентин Берестов «Святки»

Многодневные Святки — это яркий подлинно народный праздник крестьянского  календаря, связанный с наступлением Нового года. Именно на святочный период приходятся такие большие православные праздники, как Рождество Христово и Крещение Господне.

Катание на святках. Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло

Рассказывая о поморском народном календаре, его осенне-зимнем цикле, Т. А. Бернштам в своей книге «Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в.» (Ленинград, 1983) писала, что по народным верованиям святочные вечера делились на «святые» (до Васильева вечера) и «страшные» [1, 152-156]:

«В святые вечера, а большею частью на 2—3-й дни после рождества, происходили зимние обходы дворов. Васильев вечер открывал цикл гаданий — до кануна крещенья, в некоторых местностях Поморья в этот вечер еще ходили обходчики дворов, главным образом молодежные группы. В течение святочного времени, обычно с зимнего Николы, собирались святочные вечеринки и беседы холостежи, ходили ряженые, шла гостьба у родственников и ближайших соседей. На крещенье происходило гулянье и купанье в «ердани».

Святочный обход дворов — единственный сохранившийся в Поморье обходной обряд древнего происхождения… По сравнению с общерусским обходной обряд в Поморье имел мало признаков аграрной природы в обрядовых действиях и в фольклоре. Это выражалось в отсутствии специальных обрядов и пожеланий, направленных па обеспечение будущего урожая и плодородие скота (а также гаданий о них), в единичности обрядов, сочетающих представление об аграрном и человеческом плодородии, в почти полном исчезновении обрядовой святочной пищи… и, наконец, в изживании коляды.

И тем не менее зимний обход дворов был вполне живучим и повсеместным явлением в Поморье еще в начале XX в. Повсюду в его исполнении принимали участие все поло-возрастные группы данного селения: дети, подростки, взрослые, а в ряде местностей — и старики».

Славелыцики на рождественских святках (фрагмент). Первая Соломбальская деревня (г. Архангельск). АОКМ, № 3003. Из книги Т.А. Бернштам «Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в.»  (Ленинград, 1983)

Здесь нельзя не вспомнить о первой этнографической статье краеведа, собирателя, этнографа И. М. Дурова, который 30 декабря 1910 года опубликовал в газете «Архангельск» статью, посвященную Святкам, знаменующим собой переход от старого года к новому [2].

Звезда чудесная сияет

Над Вифлиемскими странами;

Дева Господа рождает

И пеленами повивает;

И вот настали дни златые,

И рассыпался туман;

И блаженная Мария

Днесь родила Спаса нам;

Днесь малый Вифлием

И прекрасен, как Едем,

И повсюду вся дивися,

И вся тварь возвеселися.

Но дорога, путь жестока,

И волхвы пришли в востока;

Трои дары приносили,

И младенцу поклонились,

Он их светом облистал.

Я пред Ним предстал.

Новорожденнаго прославим,

А вас с праздником поздравим.

И. М. Дуров написал, что эту так называемую «Звезду» исполняли в Поморье дети в первый день Рождества: «…как только послышится первый удар колокола, призывающего к утрени, родители будят своих детей; последние одеваются в лучшее платье – «обновки», и отправляются с фонарями и звездами, сделанными из разноцветных бумаг, в церковь; затем, взяв там восковые свечи, отправляются по родным и знакомым «славить Христа». Придя в какой-нибудь дом, дети обращаются к хозяевам: «благославите-ко Христа прославить?» Получив утвердительный ответ, они начинают петь: «Христос рождается славите», тропарь и кондакт Рождеству Христову; за это славельщикам дается несколько копеек. Ходящие со звездой, кроме ирмоса и духовных стихов, поют еще… «Звезду».

Со звездой. Репродукция с картины М. Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р. Голике и А. Вильборг». Петроград, 1916 г.

В электронном архиве Центра поморской культуры хранится запись 2010 года, сделанная в старинном поморском селе Нюхча Беломорского района — колядка «Рождество» (исполнялась детьми в день Рождества), которую записала И.Г. Ильина от исполнительницы произведений устного народного творчества Александры Константиновны Демьянчук (1938-2021).

Репортаж «Вести-Карелия» 2014 года об особенностях встречи Святок в Карелии

Из книги «Праздники и будни. Карельский народный календарь» (авторы О.Огнева, А.Конкка) [3, 40-45]:

«Время Святок — от Рождества до Крещения.

Если в Святки деревья стоят в инее, то летом во время цветения ржи бывает тихо и тепло.

Урожайный на хлеб год примечали во время Святок, когда во время Святок лес в инее, то год будет хлебный, а когда погода плохая, то и год урожайным не будет.

Период между Рождеством, Новым годом и Крещением называли Святками. Это было время безрассудства, время гаданий. Тогда ходили ряжеными — хухляками, наряжались кто кем, делали маски, кто бесом, кто скелетом… Иногда устраивали «свадебную процессию» — были жених, невеста, патьвашка. Всегда, заходя в дом, просили разрешения, можно ли поплясать, и всегда разрешали. Играли кадриль и шли дальше, в следующий дом. Для женщин было заботы — отгадывать, кто есть кто. Все были замаскированы…

Между Рождеством и Крещением ходили ряжеными по домам. Деревенская молодёжь собиралась вместе и одевалась так, чтобы их не узнали. Девушки переодевались в парней, парни — в девушек. Кто-либо шёл впереди и, первым заходя в избу, спрашивал: «Могут ли в дом зайти гости?» Если разрешение давали, то ватага заходила в избу. Если с ними был гармонист, то немного танцевали, а потом шли в следующий дом. Если хозяева спрашивали что-либо, ряженые чаще всего старались изменить голос и манеру говорить, чтобы только их не узнали».

В Национальном музее Республики Карелия хранятся предметы, которые специально были изготовлены для ряженых и маскарадов: это сплетенные из соломы туфли, сапоги, фуражка и шапка с маской. Изготовлены они были в Каргопольском уезде в конце XIX в. Кроме того, в музее хранятся куклы в святочных костюмах (автор Галина Белехова, 1988 г.).

Из фондов Национального музея РК. Соломенная маска. Каргопольский уезд Олонецкой губернии. Поступила в музей до 1918 года

Из фондов Национального музея РК. Соломенные сапоги. Каргопольский уезд Олонецкой губернии. Поступили в музей до 1918 года

Из фондов Национального музея РК. Куклы в святочных костюмах. Автор Галина Белехова, 1988 г.

Первая мини-выставка «Ах ты, зимушка-зима…», организованная в Национальном музее Республики Карелия в 2017 году и посвященная теме долгой северной зимы и древнего праздника – Святок. Подлинные предметы из музейных фондов помогали зрителю окунуться во времена столетней давности, когда стайки ребятишек колядовали, славя Христа, и получали угощение, девушки гадали о суженых, купцы везли на ярмарку свои лучшие товары.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бернштам, Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX в. : Этнограф. очерки / Т.А. Бернштам ; Академия наук СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая ; Отв. ред.: К.В. Чистов. — Л. : Наука, 1983. — 231,[1] с. : ил. ; 20 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.
  2. Дуров, И.М. Святки // Архангельск. — 1910. — 30 дек.
  3. Огнева, О. Праздники и будни = Pyhat da arret: карельский народный календарь / Ольга Огнева, Алексей Конкка; Российская академия наук, Карельский научный центр, Институт языка, литературы и истории. — Изд. 2-е, исп, доп. — Петрозаводск: Verso, 2013. — 336 с. — Текст парал. рус. карел. — Библиогр.: с. 315. — ISBN 978-5-91997-082-8.