Открытие выставки «В седом завете старины…». Приветственное слово к участникам и организатором выставки депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ирины Викторовны Кузичевой
Из истории собирания материалов для выставки. Первый организатор краеведческого музея г. Беломорска Кондратий Яковлевич Игнатьев
В течение нескольких лет Центр поморской культуры занимается исследовательской работой по изучению истории и культуры поморских сел Беломорского района, города Беломорска. В беседах со старожилами удаётся узнать не только интересные факты из истории того или иного населенного пункта Поморья, но и обнаружить в семейных архивах редкие фотографии начала XX века, где изображены люди, родившиеся на Поморском берегу более 100 лет назад. Так, например, в одной из экспедиций по сбору этнографического и фольклорного материала села Вирма удалось познакомиться со снимком 1933 года, на котором изображен Кондратий Яковлевич Игнатьев, основатель историко-краеведческого музея в г. Беломорске (ныне – районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы») (фотография представлена на выставке).
Уроженец села Вирма Кемского уезда Архангельской губернии (ныне – Беломорский район, Карелия), Кондратий Яковлевич родился в 1902 году, его отец, Яков Евдокимович Игнатьев, занимался рыбной ловлей, во время войны сторожил соляные склады. Однажды, когда в море поднялась моряна, к нему на смену никто не смог приехать. Сколько было у него еды, неизвестно, но когда он вернулся, то заболел воспалением легких и умер. Произошло это в 1944 году.
Мать Кондратия Яковлевича Игнатьева, Евдокия Матвеевна, вела домашнее хозяйство. После смерти мужа прожила восемь лет, умерла в 1952 году.
О К. Я. Игнатьеве известно то, что трудовая жизнь его началась с 10 лет после окончания церковно-приходской школы в Вирме: сначала зуйком, затем рыбаком ходил он в море. В 1920-х годах являлся председателем сельского Совета, долгое время находился на советской, хозяйственной и партийной работе. Работал директором рыбозавода в Олонецком районе. В 1935 году окончил курсы по усовершенствованию директоров рыбной промышленности водоемов Севера (г. Ленинград). Когда началась война, хотел записаться добровольцем на фронт, но из-за перенесенной тяжелой болезни его не взяли.
В 1944 году К. Я. Игнатьева назначили инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии КФССР, в 1945 году – секретарем райкома партии Прионежья, в 1946 году – вторым секретарем Беломорского райкома КПСС. В 1950 году был избран депутатом городского Совета г. Беломорска, а в 1956 году стал руководителем Беломорской промкооперации.
Занимая высокие посты, К. Я. Игнатьев ни на минуту не переставал думать о сохранении исторических ценностей родного Поморья, и во многом благодаря его усилиям над «Бесовыми следками» из стекла и бетона был построен павильон.
В Центре поморской культуры можно послушать фрагмент сказки-анекдота «Хитрый вор» из фондов Фонограммархива Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, которую в 1967 году в городе Беломорске записали от Кондратия Яковлевича Игнатьева фольклористы А.П. Разумова и А.А. Митрофанова. Полный текст сказки опубликован в книге «Русские народные сказки Карельского Поморья» (составители А.П. Разумова, Т.И. Сенькина, Петрозаводск, 1974, с. 145-149), с ним также можно познакомиться на выставке, кроме того, увидеть здесь и другие фотографии К.Я. Игнатьева.
Из истории собирания материалов для выставки. Поморки села Сухого Ольга Алексеевна Семенова и Анна Ивановна Смагина
Продолжая рассказ о собирательской деятельности Центра поморской культуры, в ходе которой и довелось обнаружить все фотографии, представленные на выставке, нельзя не вспомнить еще об одной находке. Так, в беседе с уроженкой старинного поморского села Сухое Серафимой Ивановной Чуркиной, 1928 года рождения, удалось узнать о поморках этого села Ольге Алексеевне Семеновой и Анне Ивановне Смагиной, 1912 года рождения, портрет которой представлен сегодня на выставке «В седом завете старины…».
В электронном архиве Центра поморской культуры хранится запись, произведенная С.В. Кошкиной 3 сентября 2012 года от Серафимы Ивановны Чуркиной «Биографические сведения о родителях Семеновых Ольге Алексеевне и Иване Васильевиче, сестре Анне Ивановне Смагиной», из которой можно узнать о жизни поморок в селе Сухое Беломорского района.
Фотографии из семейного архива Евгении Михайловны Репкиной
В семейном архиве жительницы города Беломорска Евгении Михайловны Репкиной хранятся портреты поморок села Сорока — сестёр Таисии Федоровны Богдановой (в девичестве Худяковой), 1896 года рождения, и Серафимы Федоровны Худяковой, 1892 года рождения.
Большая семья Худяковых жила в Сороке в большом двухэтажном доме №1 по улице Поморской. Глава семейства, Федор Иванович Худяков (1859–1926), до 1913 года служил объездчиком казенных лесов и занимался рыбной ловлей на Белом море. Его жена, Евдокия Васильевна Худякова (в девичестве Моторная), крестьянка-домохозяйка, умерла очень рано, в 1906 году, оставив супругу шестерых детей. По-разному сложилась их судьба.
Василий, 1888 года рождения, был участником Гражданской войны. Его жена, Марфа Степановна, работала в Сорокской районной больнице, сын Александр – водолазом в Мурманске. Аркадий Худяков трудился счетчиком-переборщиком лесозаводов № 37–38, затем – мотористом в экспедиции портовых изысканий Наркомвода, старшим инженером Водоканалпроекта, и еще долго, будучи на пенсии, выезжал с экспедициями геологов. Александр Худяков, 1902 года рождения, трудился главным бухгалтером на строительстве Маткожненской ГЭС, его брат Иван, 1905 года рождения, работал и проживал в городе Мурмаши Кировской железной дороги. Здесь заметим, что его жена – Александра Ильинична Егоршина является одной из основательниц Поморского русского народного хора.
Серафима Федоровна Худякова, 1892 года рождения, всю жизнь работала в сетевязке, а ее сестра Таисия рыбачила в колхозе «Заря Севера». Непростое время пришлось пережить всем им.
Муж Таисии Федоровны, Андрей Кузьмич Богданов, счетовод-рыбак села Сороки, был арестован 20 марта 1938 года, затем – расстрелян. Его внучка, Евгения Михайловна Репкина, делала многочисленные запросы затем, чтобы установить место расстрела деда. Сама она тоже всю жизнь прожила и проработала в родном городе. Благодаря ее бережному отношению к прошлому мы можем подержать в руках уникальные фотографии семей Худяковых, Пасторовых, Иконниковых и др.
Именно Евгения Михайловна поделилась для выставки фотографией, сделанной в Сороке 12 мая 1930 года, на которой изображена учительница Вера Ивановна Зыкова (на оборотной стороне снимка имеется печать «Фотография А.П. Щетинина, с. Сорока, Больничный остров»), а также групповым портретом женщин села Сорока, которых мы можем видеть в праздничных поморских нарядах.
Мы предлагаем вашему вниманию небольшое видео «Традиционный женский костюм Поморья как часть материальной культуры Поморья», подготовленное И.Г. Ильиной, заведующей музеем-мастерской «Рукоделия Поморья».
Из истории собирания материалов для выставки. Песенницы села Сухого
Во время исследовательской работы удивительным образом удалось обнаружить фотографию песенницы села Сухого Марфы Григорьевны Аникиевой (в девичестве Камбалиной), ее вы также можете увидеть на выставке «В седом завете старины…» вместе с другими исполнительницами фольклора – Анисьей Максимовной Конаревой и Клавдией Матвеевной Шавановой.
Эти снимки опубликованы в сборнике «Русские народные песни Поморья», изданном в Москве в 1966 году. Интерес представляет рассказ собирательницы фольклора Светланы Николаевны Кондратьевой о его песенницах Сухого, ведь о каждой исполнительнице автор рассказывает очень подробно, например, об Анисье Максимовне Конаревой, которую выделял яркий талант. Сухонская поморка помнила множество песен и исполняла их «любовно, выразительно», этому способствовали «ее красивый, чистый голос, тонкий слух, большое чувство жизненной правды»:
«Анисья Максимовна живет в маленьком домике, переделанном из бани (когда селилась, люди стращали «баенным», отговаривали. «А я не трус, – рассказывала А.М., – да и завалилась спать!»). В этом домике, в общении с гостеприимной хозяйкой, мы провели многие часы. Невысокая ростом, Анисья Максимовна, отличается ладной фигурой, красивой осанкой, горделива и приветлива в общении. Жизнь свою она прожила нелегко, но тягу к песне, к красоте пронесла через все трудные годы. Не только песни, но и речь ее поэтична: «ладный какой мужчина, красивый, как ягода», «нескладная девка – ни слова сказать, ни поклон воздать». В свои 66 лет Анисья Максимовна сохранила живую память о своей первой любви и разлуке. Она поет о ней в песне «Мне сегодняшний день скука» (Кондратьева, С. Н. Русские народные песни Поморья / С. Н. Кондратьева. – Москва : Музыка, 1966. – С. 6).
В год приезда фольклористов Марфе Григорьевне Аникиевой было 63 года, Клавдии Матвеевне Шавановой – 61. Анисья Максимовна Конарева, в чьем доме производились записи, была самой старшей из «трио» и самой инициативной. Она рассказала ученым, как однажды, еще будучи совсем молодой, пела со своими подругами на берегу Белого моря. В это время пристав морем вез почту в Сороку, и, услышав пение, заслушался и пристал к берегу; когда же решил ехать дальше, «то прошло уже много часов, начался отлив, а лодка оказалась далеко на берегу».
Побывав в тот год, кроме Сухого, в Беломорске, Вирме и Колежме, ученые отметили, что в наиболее яркой и индивидуальной форме «музыкальный стиль проявился в песнях села Сухого», именно его поморскому пению присущ «необыкновенный красивый звук головного регистра, очень чистый, прозрачный, светлый, острый». Это связано как с обособленностью расположения села, так и с ярким талантом одаренных сухонских песенниц. «Среди всех других исполнительниц Беломорского района, – написала С. Н. Кондратьева, – песенный ансамбль села Сухого выделяется особой склонностью к импровизационности. Все три сухонские певицы владеют большим искусством варьирования. Сколько бы строф ни было в песне, все они варьируются, повторные записи также дают новые варианты. Аникиева и Конарева часто пели вдвоем: первая – внизу, вторая – наверху. Но иногда певицы менялись местами и пели так целиком всю песню. Переход в другой голос, перекрещивание голосов не вызывало замешательства певиц и не влияло на качество многоголосия. Тут ничего не было от «выучивания» своей партии: певицы помнили мелодийно-ладовую основу песни, а также ритмический «остов» ее словесного распева, и они свободно творили на этой основе, в нормах народного музыкального стиля…» (Кондратьева, С. Н. Русские народные песни Поморья / С. Н. Кондратьева. – Москва : Музыка, 1966. – С. 28).
В Центре поморской культуры можно послушать запись 1958 года, произведенную в Сухом С.Н. Кондратьевой от М.Г. Аникиевой и А.М. Конаревой из фондов Фонограммархива Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук.
Воспоминания Лилии Федоровны Бойковой об Анне Ивановне Тихоновой
На выставке «В седом завете старины…» можно увидеть портреты поморок – участниц Поморского русского народного хора Анны Яковлевны Носковой и уроженки села Шуерецкое Анны Ивановны Тихоновой, о которой очень по-доброму вспоминает сегодня жительница города Беломорска Лилия Федоровна Бойкова. Она родилась в 1944 году, в эвакуации находилась в Сибири. Ее детство и молодые годы прошли на улице Советской, она жила по соседству с Анной Ивановной Тихоновой: дома стояли через дорогу, окнами друг на друга.
Фотографии из семейного архива Татьяны Евгеньевны Рядовой
Завершают нашу онлайн выставку «В седом завете старины…» видео «Женский образ Поморья в фотографиях начала XX века» и рассказ жительницы города Беломорска Татьяны Евгеньевны Рядовой, 1948 года рождения, о старинных фотографиях, на которых изображен ее прадед – капитан Поморья Григорий Васильевич Круглый (уроженец Шижни) со своей супругой Анной Осиповной (в девичестве Булыгиной, уроженки г. Кеми), а также бабушка Мария Григорьевна Федорова, жительница села Сорока, ее дети – Евгений и Александр, сестра Елизавета. С огромной любовью вспоминает Татьяна Евгеньевна о родных и близких ей людях.