Иллюстрации В.Н. Зориной

10 декабря 2022 г. в Центре  поморской культуры состоялось открытие выставки иллюстраций Виктории Николаевны Зориной к хрестоматии «Живое слово Карельского Поморья», подготовленной и изданной в рамках проекта «Русские говоры Карельского Поморья: цифровая репрезентация народной речевой культуры».

Рассказывает Виктория Николаевна Зорина. 20 декабря 2022 г.

 

Виктория Николаевна Зорина родилась в городе Петрозаводске 25 января 1963 года. В 1987 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной (отделение стекла) (ныне – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). За дипломную работу «Северное лето» была награждена Бронзовой медалью Академии художеств СССР.

Художник прикладного искусства, график; занимается портретом, пейзажем, росписью по дереву. Член союза художников России. Заслуженный деятель искусств Республики Карелия. Участвовала во многих республиканских, зональных, всероссийских и международных выставках.

Работы находятся в собраниях Музея изобразительных искусств Республики Карелия; Земельной коммуны Ювяскюля, Финляндия; Комитета по культуре Северной Карелии, Йоэнсуу, Финляндия; Коммуне Тромсё, Норвегия, а также в частных собраниях России, Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, США, Японии.

_________________________________

«Хорошо известно, что первые яркие эстетические впечатления мы получаем в детстве. Они могут быть настолько сильными, что врезаются в память и остаются в ней на всю жизнь. А если эти впечатления связаны с родными людьми, то это судьба. Что Вика помнит о своем раннем детстве? Помнит, как перед мамой лежит альбом, и она пишет копию с репродукции картины Ренуара. А сама Виктория рисует на белом обороте репродукции в альбоме по искусству. Помнит, что она всегда рисовала, пока мама была занята на работе в художественной школе. А когда в четвертом классе сломала правую руку, то научилась рисовать левой, так как жить без рисования не могла. Первая любимая книга  «Дар бесценный» Натальи Кончаловской о Василии Сурикове. Затем полюбилась книга об Архипе Куинджи. Так что то, что Виктория Зорина станет художником, было ясно с самого раннего детства».

_________

«Портрет занимает важное место в творчестве художницы. В каждом из них – не просто констатация факта сходства с оригиналом (это занимает ее в последнюю очередь), а все та же интеллектуальная придумка, затея, игра. Для каждого из героев портрета найдена единственно возможная колористическая гамма, оригинальный ход.

На портретах свекрови и свекра непривычно крупный формат, казалось бы несоразмерный размерам листа. Но именно так подчеркнуты значимость и масштабность людей, живущих на земле. «Их лица, словно карты странствий дальних, испещрены событьями времен…››, – эти строки невольно вспоминаются, когда рассматриваешь изрезанные морщинками, мудрые и дорогие художнице лица».

__________

«В детской художественно школе ее любимый учитель, замечательный карельский художник Александр Харитонов говорил ей, что в искусстве нужно заниматься только тем, что интересно, учил свободно выражать свой характер, свое настроение, свои мысли. Может быть, это был самый важный совет: быть самой собой.

И Виктория, действительно, не похожа ни на кого. Она создала свой мир, свою страну, в которой звенит тишина и раздаются тихие протяжные песни. Это территория, на которой нет места конфликтам современности, здесь светит яркое солнце, и тихо падает снег, улитки поражают своим необычным цветом и смотрят на нас огромными глазами, цветы вырастают выше облаков, а по-домашнему одетый ангел в шерстяных носочках по-хозяйски посыпает лес и землю серебряной лунной крошкой».

Сотрудник Музея изобразительных искусств РК А.О. Дункерс