
Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Светланы Кошкиной

Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Светланы Кошкиной
Ольга Ивановна родилась в городе Беломорске 26 марта 1961 года в семье Пахомовых Ивана Викторовича и Марии Григорьевны. На выставке представлены семейные реликвии, долгие годы сохранявшиеся в ее семье: это вышитые изделия ее мамы Марии Григорьевны Пахомовой (в девичестве Червовой) (1937-2016), посуда семьи Червовых, живших в деревне Выгостров Беломорского района, откуда родом дедушка Ольги Ивановны Худяковой – Григорий Михайлович Червов (1904-1971), участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, награжденный медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Григорий Михайлович Червов (1904-1971) с двоюродной сестрой Федосьей Алексеевной Харитоновой. Выгостров. 1926 г.
О нем известно, что в 1915 году он окончил начальную школу в селе Выгостров. Работал на лесопильном заводе в с. Сорока, затем, до выхода на заслуженный отдых, трудился в Беломорской дистанции пути. Начинал путевым обходчиком. Во время войны работал обходчиком на перегоне Уда, затем был назначен бригадиром обходчиков на станции Шуерецкая. С 1960 года работал дежурным по переезду на станции Выг. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.07.1951 г. за добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». За добросовестное отношение к работе поощрялся благодарностями и ценными подарками руководства Беломорской дистанции пути.
Биографический рассказ о семье Червовых. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске
Биографический рассказ о маме Марии Григорьевне Пахомовой. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске
Украшение выставки – рипсовая шаль с кистями, которая принадлежала бабушке Ольги Ивановны Худяковой – Капиталине Степановне Червовой (в девичестве) Евтифеевой (1905-1965), но шаль могла принадлежать и прабабушке Василисе Семеновне Евтифеевой (в девичестве Кубасовой), 1869 г.р., уроженке села Сухого Беломорского района.

Рипсовая шаль — семейная реликвия Ольги Ивановны Худяковой
Как пишет научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, кандидат искусствоведения Наталия Ивановна Ковалева, «существует два текстильных термина: «репсовая ткань» и «рипсовая ткань». Репс – общее понятие, относящееся к широкому кругу тканей разных волокон, подразумевает плотные ткани в «рубчик». «Рипсом» в XIX веке называли только мягкие шелковые плательные и платочные ткани «в рубчик». В собрании Русского музея более 20 «рипсовых шалей» и почти все они были привезены из экспедиций по районам Русского Севера»[1].
Н.И. Ковалева отмечает, что «рипсовые шали» – шелковые тканые платки со сложным жаккардовым узором в виде крупных букетов и гирлянд цветов, переливающиеся насыщенными контрастными сочетаниями – зеленого с красным, лилового с оранжевым. Узоры платков построены на сочетании таких элементов, как букеты, бусы, кружевные ленты, картуши с косой решеткой. Художники и ткачи использовали орнаменты разных исторических стилей, модных в середине XIX века. На многих платках обнаруживаются декоративные элементы, характерные для стиля «второе рококо»: например, условно изображенные пышные «султанчики», изящно свисающие гирлянды-«дождики», трельяжные решетки разных размеров»[2].
В статье Елизаветы Марченко «Женский традиционный костюм», опубликованной в краеведческом альманахе Пинежского села «Веркола» 31 июля 2021 года, о рипсовых шалях читаем следующее: «Рипсовые шали были очень дорогими, разных размеров, передавались из поколения в поколение. Бывали синего или зеленого цвета с оранжевыми кистями и орнаментом (дубовыми листьями). Такую шаль носили как платок или повязывали сверху на повойник, и так выходили на праздник. Это был предмет роскоши. Когда выдавали замуж, эту шаль обязательно накидывали»[3].
Рассказ о семейной реликвии – шали. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске
Старинная семейная реликвия на выставке – колокольчик ямской поддужный с надписью: «1877 года. Братья Поповы въ Слободскомъ».

Колокольчик ямской поддужный с надписью: «1877 года. Братья Поповы въ Слободскомъ»
Как пишет Анна Тихомирова в статье «Звону много – веселей дорога», «считается, что Слободской был вторым центром после Валдая по производству поддужных колокольчиков. Поначалу почтовые колокольчики, которые выпускались для государевой надобности, были безымянными, и на них не указывалось имя мастера и место производства. Со временем, по примеру валдайцев, у слобожан появилась традиция подписывать колокольчики – ставить на них торговую марку и дату, делая свою продукцию узнаваемой и конкурентоспособной.
Первый сохранившийся подписной датированный колокольчик был отлит в 1806 году на Вятке в городе Слободском мастером Лукой Каркиным. Список слободских мастеров достаточно велик и известен по сохранившимся до наших дней колокольчикам»[4], среди них Игорь Федорович Петров, доктор философских наук, профессор, называет братьев Поповых – Егора, Ивана, Николая и Гавриила[5], проживавших в городе Слободском Вятской губернии.
Поддужным колокольчик назван потому, что «лучшим местом для его крепления в России послужила именно дуга. Хотя подвешивать его могли где угодно: под шеей лошади, на постромках по бокам лошади, на санях и повозках. В Швеции и Финляндии, например, колокольчики, чаще всего подвешивали на оглобле, и они служили, как сигнальное требование уступить дорогу тяжёлым возам с древесиной. Поэтому однозначно нельзя назвать колокольчик поддужным, ямским, дорожным или упряжным. Среди российских коллекционеров прижился термин «поддужный колокольчик…»[6].
Фрагмент выступления Ольги Ивановны Худяковой на открытии выставки семейных реликвий «Родные истоки…» в Центре поморской культуры, 2 мая 2023 г.
Выступление народного мастера традиционных художественных промыслов и ремесел Республики Карелия Ирины Геннадьевны Ильиной на открытии выставки семейных реликвий «Родные истоки…» в Центре поморской культуры, 2 мая 2023 г.
Выступление беломорского поэта Бориса Евгеньевича Ильютика на открытии выставки семейных реликвий «Родные истоки…» в Центре поморской культуры, 2 мая 2023 г.

Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Светланы Кошкиной

Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Александра Лазутина

Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Светланы Кошкиной

Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Светланы Кошкиной
На выставке представлены также современные золотошвейные изделия, созданные в 2000-х гг. Ольгой Ивановной Худяковой после обучения на курсах золотного шитья, организованных в Центре поморской культуры. По рассказам хозяйки экспонатов выставки, в ее родном доме всегда занимались рукоделием.
Биографический рассказ о занятиях рукоделием в семье. Записано С.В. Кошкиной от О.И. Худяковой 31 марта 2023 г. в г. Беломорске

Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Светланы Кошкиной

Открытие выставки семейных реликвий участника районного краеведческого конкурса «Историю семейную храня…» Ольги Ивановны Худяковой «Родные истоки…». Центр поморской культуры. 2 мая 2023 г. Фото Светланы Кошкиной
Работа выставки семейных реликвий О.И. Худяковой «Родные истоки…» продлится до 2 июня 2023 года. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Фотоальбом мероприятия: https://vk.com/album-41933338_292619595
Светлана Кошкина, Центр поморской культуры
_______________________________
[1] Ковалева Н. И. Шелковые платки // Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков в собрании Русского музея. Материалы и исследования. СПб. 2018. С. 106–109.
[2] Ковалева Н. И. Шелковые платки // Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков в собрании Русского музея. Материалы и исследования. СПб. 2018. С. 106–109.
[3] Марченко, Е. Женский традиционный костюм [Электронный ресурс]. URL: https://verkola.info/2021/07/31/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC/ (дата обращения: 02.04.2023)
[4] Тихомирова А. Звону много – веселей дорога [Электронный ресурс]. URL: https://www.centr-goroda.ru/2021/02/04/zvonu-mnogo-veselej-doroga/ (дата обращения 24.04.2023).
[5] Петров И. Ф. Поддужный колокольчик в культуре России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69725 (дата обращения 24.04.2023).
[6] Боев А. Звучащая коллекция [Электронный ресурс]. URL: https://sammlung.ru/?p=34706 (дата обращения 24.04.2023).