Из истории собирания материалов для выставки. Песенницы села Сухого

Во время исследовательской работы удивительным образом удалось обнаружить фотографию песенницы села Сухого Марфы Григорьевны Аникиевой (в девичестве Камбалиной), ее вы также можете увидеть на выставке «В седом завете старины…» вместе с другими исполнительницами фольклора – Анисьей Максимовной Конаревой и Клавдией Матвеевной Шавановой.

Эти снимки опубликованы в сборнике «Русские народные песни Поморья», изданном в Москве в 1966 году. Интерес представляет рассказ собирательницы фольклора Светланы Николаевны Кондратьевой о его песенницах Сухого, ведь о каждой исполнительнице автор рассказывает очень подробно, например, об Анисье Максимовне Конаревой, которую выделял яркий талант. Сухонская поморка помнила множество песен и исполняла их «любовно, выразительно», этому способствовали «ее красивый, чистый голос, тонкий слух, большое чувство жизненной правды»:

«Анисья Максимовна живет в маленьком домике, переделанном из бани (когда селилась, люди стращали «баенным», отговаривали. «А я не трус, – рассказывала А.М., – да и завалилась спать!»). В этом домике, в общении с гостеприимной хозяйкой, мы провели многие часы. Невысокая ростом, Анисья Максимовна, отличается ладной фигурой, красивой осанкой, горделива и приветлива в общении. Жизнь свою она прожила нелегко, но тягу к песне, к красоте пронесла через все трудные годы. Не только песни, но и речь ее поэтична: «ладный какой мужчина, красивый, как ягода», «нескладная девка – ни слова сказать, ни поклон воздать». В свои 66 лет Анисья Максимовна сохранила живую память о своей первой любви и разлуке. Она поет о ней в песне «Мне сегодняшний день скука» (Кондратьева, С. Н. Русские народные песни Поморья / С. Н. Кондратьева. – Москва : Музыка, 1966. – С. 6).

В год приезда фольклористов Марфе Григорьевне Аникиевой было 63 года, Клавдии Матвеевне Шавановой – 61. Анисья Максимовна Конарева, в чьем доме производились записи, была самой старшей из «трио» и самой инициативной. Она рассказала ученым, как однажды, еще будучи совсем молодой, пела со своими подругами на берегу Белого моря. В это время пристав морем вез почту в Сороку, и, услышав пение, заслушался и пристал к берегу; когда же решил ехать дальше, «то прошло уже много часов, начался отлив, а лодка оказалась далеко на берегу».

Село Сухое. Фото Виктора Дрягуева

Побывав в тот год, кроме Сухого, в Беломорске, Вирме и Колежме, ученые отметили, что в наиболее яркой и индивидуальной форме «музыкальный стиль проявился в песнях села Сухого», именно его поморскому пению присущ «необыкновенный красивый звук головного регистра, очень чистый, прозрачный, светлый, острый». Это связано как с обособленностью расположения села, так и с ярким талантом одаренных сухонских песенниц. «Среди всех других исполнительниц Беломорского района, – написала С. Н. Кондратьева, – песенный ансамбль села Сухого выделяется особой склонностью к импровизационности. Все три сухонские певицы владеют большим искусством варьирования. Сколько бы строф ни было в песне, все они варьируются, повторные записи также дают новые варианты. Аникиева и Конарева часто пели вдвоем: первая – внизу, вторая – наверху. Но иногда певицы менялись местами и пели так целиком всю песню. Переход в другой голос, перекрещивание голосов не вызывало замешательства певиц и не влияло на качество многоголосия. Тут ничего не было от «выучивания» своей партии: певицы помнили мелодийно-ладовую основу песни, а также ритмический «остов» ее словесного распева, и они свободно творили на этой основе, в нормах народного музыкального стиля…» (Кондратьева, С. Н. Русские народные песни Поморья / С. Н. Кондратьева. – Москва : Музыка, 1966. – С. 28).

В Центре поморской культуры можно послушать запись 1958 года, произведенную в Сухом С.Н. Кондратьевой от М.Г. Аникиевой и А.М. Конаревой из фондов Фонограммархива Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук.