Повойник как часть традиционного женского наряда. Поморье, конец 19 — начало 20 вв.

Одним из самых важных элементов женского традиционного костюма в Поморье, как и повсюду на Русском Севере, является головной убор, отражающий социально-возрастной статус женщины, а также степень экономической состоятельности ее семьи.

Для замужней женщины являлось большим грехом и стыдом оставлять свои волосы не покрытыми головным убором. «Опростоволоситься» для женщины считалось большим бесчестием. Только лишь мужу жена могла показаться с открытой головой.

Основным женским головным убором замужней женщины, широко бытовавшим на Русском Севере в конце XIX – начале ХХ века, был повойник. По традиции во время свадебной церемонии девушка снимала свой девичий открытый убор, а вместо его надевали головной убор замужних. Волосы делили прямым пробором на две части и заплетали уже две косы (признак замужества), концы которых вместе скреплялись тоненькой ленточкой. Косы поднимались и укладывались вокруг головы, словно опоясывая ее. Сверху надевали убор, который закрывал все волосы, дозволялось показывать лишь волосы надо лбом, на высоту примерно двух пальцев.

Повойник состоял из верхней части на твердой основе («кружка», «донца») и мягкого околыша. Верхняя часть повойников Летнего и Зимнего берегов Белого моря по форме приближалась к кругу, на Поморском берегу она выкроена в виде овала («лавролистая форма»). Высота околыша спереди колебалась от восьми до двенадцати сантиметров, сзади околыш несколько сужался. Для придания нужной формы убору спереди под него подкладывали заплетенные волосы, и иногда валик.

Донце повойников было твердым, так как оно проклеивалось с изнанки мучным клеем, дублировалось холстом или хлопчатобумажными тканями, могло быть «посажено» на бумагу или картон. Мягкое очелье присборивалось по верху мелкими складочками на месте соединения с донцем. Сзади края очелья не сшивались друг с другом, к ним были пришиты завязки.

Будничные повойники шили из сатина, ситца, хлопчатобумажных тканей. Праздничные повойники мастерицы делали из более дорогих тканей: бархата, шелка. Донце такого повойника украшалось золотным шитьем. Праздничные повойники пожилых женщин были из темного бархата и шитьем не украшались. Повойник плотно прилегал к голове, стягивался шнуром – завязками, перекидываемыми вокруг головы, и дополнительно укреплялся шелковой косынкой или небольшим платком, свернутым в виде широкой ленты. Концы платка завязывали спереди, выпуская наподобие маленьких рожек, делали кустышки. Это было свойственно для Онежского, Зимнего и Летнего берегов, в Поморье же поверх косынки прикреплялись жемчужные украшения и брошки.

Традиция ношения повойников с золотным шитьем сохранялась в крае до двадцатых годов ХХ века. В Поморье шили в прикреп по бархату и шелку: золотные нити крепили более простыми хлопчатобумажными нитками, обычно желтого цвета, к основе. Мастерицы применяли шитье как с оставлением фона, так и сплошное. Все зависело от того, какой материал использовался в качестве основы: если это был бархат, то он выступал в качестве фона, если же материал был более скудным, то фон заполнялся золотыми нитями.

Поморки использовали разные приемы шитья: плоское шитье без подклада, когда швы ложатся прямо на ткань, и высокое шитье по карте, когда золотые нити кладутся на узор, вырезанный из бересты, картона или плотной бумаги. В начале ХХ века преимущественно шили по карте, особенно ценились у поморок вышивки, выполненные по высокой карте.

Основным орнаментом, встречаемым почти во всех повойниках, было древо жизни, которое символизировало материнскоее начало, продолжение жизни. Также был распространен сюжет с шести- и восьмилепестковой розетками, от которых во все стороны отходили ветви. Попадаются повойники с растительным орнаментом, который не нес в себе особого смысла.

В конце ХIХ – начале ХХ столетий в Сумпосаде и ряде населенных пунктов на берегах Белого моря вышивались на продажу донца к повойникам. Исследователь Поморья Иван Матвеевич Дуров писал, что «из всех видов побочного заработка можно отметить, как наиболее распространенное и ценное по искусству кустарное производство поморских рукодельниц, заключающееся в … золотошвейных работах… Вышивание золотом производится не для одних головных уборов…».

В с. Нюхча Беломорского района бытовал обычай, когда девушка накануне замужества приходила приглашать на свадьбу «свекровь-злодейку», а та дарила ей вышитый «кружок» (т.е.донце для повойника) или «цепку золота» (т.е. моток ниток), чтобы девушка заказала кружок для своего будущего повойника (Информант Н. Семенова).

Наравне с общеупотребительным названием «повойник» в Поморье встречались и другие наименования убора: в Нюхче – «кружок»; в Кушереке, Малошуйке, Нименьге – «сорока»; в Сороке – «сорока по-карельски»; на Онежском берегу – «колпак», «колпачок»; на Карельском, Кандалакшском, Терском берегах – «латушка».

Традиции народного костюма бережно сохраняются в Поморье. Из поколения в поколение передаются способы надевания и ношения предметов наряда, в том числе, повойника.

С возрождением старинного ремесла золотного шитья современные беломорские мастера стали изготавливать новые повойники по образцам музейных предметов.