
Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января. Среди белорусов и украинцев распространено название Щедрый вечер, Меланка, а в некоторых областях России его называют Овсень. Фото: сайт «КУЛЬТУРА.РФ»
В России старый Новый год по статистике отмечают около половины населения страны, собираясь за праздничным столом. Старый Новый год пришел в нашу культуру вместе со старым стилем летоисчисления. Традиционно он отмечается в странах, в которых церковь празднует Рождество Христово по юлианскому календарю, 7 января, поэтому дата наступления Нового года по такому календарю соответствует 14 января.
До 1918 года во время будущего Старого Нового года отмечали Васильев день — праздник земледелия. Еще его называли «щедрый вечер», потому что люди проявляли щедрость во всем и, главное, в пище.
Традиционно хозяйки готовили пшеничную кашу с мясом или салом, пекли блины и пироги, а вечером вместе с соседями устраивали ужин. Существовало поверье, что тот, кто накроет самый пышный стол, будет весь год удачлив.
Из книги «Праздники и будни. Карельский народный календарь» (авторы О. Огнева, А. Конкка) [1, 87-93]:
«Если на Василия длинные сосульки, то весна будет затяжной.
Накануне Васильева дня лили свинец, гадали, что будущее сулит.
Василий — это через неделю после Рождества, а через две недели — Крещение, и до Крещения так ходят — хухляками (ряжеными), да по-всякому. Одеваются в интересные одежды: кто одевается в хорошее, у нас раньше были ряччины (рубахи) вышитые, их надевают так — друг на друга, так одна, на неё ещё одна, сверху ещё, ещё… Кто наденет шубу навыворот, кто как, кто кем оденется, кто штаны наденет, кто ситцевый сарафан, в хорошие одежды, в шерстяные оденется, шёлковые платки (надевали), сюда (на лицо) фату только накинут, чтобы лица не видно было. Так же и парни. Кто-нибудь из парней, тот девицей нарядится, а девица парнем оденется. Вечерами да и днём ходили.
Ничего не говорят, пляшут, иногда инструмент какой-нибудь с собой носят — пляшут когда кадриль, когда и так, что придётся, кто и с палкой в руке… кто-нибудь ещё проверяет (пытается опознать ряженого), а иные и сами раскрываются, а если в избе ещё супрядки (или складчина) идут, то его и угостят за то, что раскрылся. Иногда ведь открывали лица…».
Накануне Старого Нового года. Беломорск. 13 января 2023 г.
Вечерний Беломорск накануне Старого Нового года. 13 января 2024 г.

Накануне Старого Нового года. Беломорск, улица Ленинская. 13 января 2025 г. Фото Татьяны Васильевны Каньшиевой
ЛИТЕРАТУРА
- Огнева, О. Праздники и будни = Pyhat da arret: карельский народный календарь / Ольга Огнева, Алексей Конкка; Российская академия наук, Карельский научный центр, Институт языка, литературы и истории. — Изд. 2-е, исп, доп. — Петрозаводск: Verso, 2013. — 336 с. — Текст парал. рус. карел. — Библиогр.: с. 315. — ISBN 978-5-91997-082-8.