Традиция украшать донца праздничных головных уборов (повойников) золотными узорами сохранялась в Поморье до 1920-х гг. Вышивание выполнялось в прикреп по бархату и шелку: золотные нити крепились более простыми хлопчатобумажными нитками, обычно желтого цвета, к основе. Мастерицы применяли шитьё как с оставлением фона, так и сплошное; если в качестве основы был бархат, то он выступал в качестве фона, если же материал был более скудным, то фон заполнялся золотными нитями.
Использовались разные приёмы шитья: плоское шитье без подклада, когда швы ложатся прямо на ткань, и высокое шитьё по карте, когда золотные нити кладутся на узор, вырезанный из картона. В начале ХХ в. преимущественно шили «по карте», то есть, картону; особенно ценились у поморок вышивки, выполненные «по высокой карте». Основным орнаментом, встречаемым в повойниках, было древо жизни, которое символизировало материнское начало, продолжение жизни. Также был распространён сюжет с шести – и восьмилепестковой розетками, от которых во все стороны отходили ветви. Вместе с тем музейщикам попадаются повойники с растительным орнаментом, который не несёт в себе особого смысла. Наравне с общеупотребительным названием «повойник» в Поморье встречались и другие наименования убора. Так в Нюхче – «кружок»; в Кушереке, Малошуйке, Нименьге – «сорока»; в Сороке – «сорока по-карельски»; на Онежском берегу – «колпак», «колпачок»; на Карельском, Кандалакшском, Терском берегах – «латушка»…
Фото повойников сделаны во время летнего праздника в селе Шуерецкое Беломорского района в 2009 г.