Золотное шитьё в Поморье

На Поморском берегу Белого моря известным центром золотного шитья издавна был Сумский Посад. Наиболее ранние сведения о развитии здесь золотошвейного дела относятся к ХVII веку. В конце ХIХ – начале ХХ столетий в Сумпосаде и ряде населенных пунктов на берегах Белого моря мастерицы вышивали на продажу донца к повойникам, пояса, карманы-лакомники.

Выставка в Музее изобразительных искусств Республики Карелия

Во второй половине ХIХ века в Поморье увеличивается значение домашнего ремесла и промыслов. Одновременно возникают и продолжают развиваться новые кустарные центры, производившие всевозможные виды вышитых изделий[1]. Изделия с золотным шитьем, которые использовались в крестьянской среде, являлись в основном продукцией таких центров, монастырей или профессиональных мастериц из крестьянок.

Золотошвейные изделия, хранящиеся в Беломорском районном краеведческом музее

Экспедициям Соловецкого государственного музея-заповедника удалось выявить имена некоторых из последних мастериц. Например, в Сумском Посаде золотошвейным делом занимались Н.А. Пашина (1865-1945), У. Баканова, С.П. Еремина…[2]

В селе Нюхча Беломорского района бытовал обычай, когда девушка накануне замужества приходила приглашать на свадьбу «свекровь-злодейку», а та дарила ей вышитый «кружок» (т.е. донце для повойника) или «цепку золота» (т.е. моток ниток), чтобы девушка заказала кружок для своего будущего повойника[3].

Золотошвейные головные уборы в витрине музея поморского быта «Хламной сарай», с. Нюхча

Материалы для золотного шитья: пряденое серебро, бить, блестки, канитель, мишуру – покупали в Архангельске. Мастерицы шили золотными нитями в прикреп по бархату и шелку с подложкой из холста, золотные нити крепили разными швами бумажными или шелковыми нитями, чаще всего желтого цвета[4].

Особенности фактуры нитей и поставленных перед вышивальщицей задач диктовали и особую технику шитья, которая из века в век усложнялась и совершенствовалась. Постепенно, из-за дороговизны золотой нити на смену ей пришла нить позолоченная, а позднее – нить из искусственных материалов. Такие нити стали называться золотными. Отсюда и название шитья – не золотое, а золОтное.

Витрина в Национальном музее Республики Карелия

Одни изделия имели плоскую поверхность, нитки в узорах располагались в разных направлениях, и этим достигался эффект золотого блеска. Другие мерцание золота передавали с помощью выпуклой поверхности. Для этого использовали прием шитья «по карте». Из картона или бересты вырезали детали узора и наклеивали или нашивали на ткань, а потом плотно зашивали металлической ниткой. Золотной нитью покрывается только лицевая поверхность вышивки, на изнанку эта нить не выходит, пришиваясь к ткани одинарной прикрепной нитью.

Эту технику широко использовали поморские мастерицы. Особенно здесь ценилась вышивка «в прикреп по высокой карте». Считалось, что чем выше карта – тем богаче убор. В музейных коллекциях хранится достаточное количество праздничных поморских повойников, имеющих продолговато-овальную (лавролистую) форму донца.

Золотное шитье в музее-мастерской «Рукоделия Поморья» Центра поморской культуры города Беломорска

При создании плоской поверхности, без рельефа, золотная нить укладывается плотными параллельными вертикальными рядами поверх ткани и пришивается короткими поперечными стежками – прикрепами, которые укладываются поперек золотной нити в строго определенном порядке. Регулируя расстояние между ближайшими прикрепами, получают определенный геометрический орнамент, который образуется из прикрепов на фоне золотной нити. Эти геометрические орнаменты называются швами шитья в прикреп. Их разнообразие велико, каждый шов имеет свое название и несколько разновидностей внутри каждого из них: «городок», «клопчик», «ягодка», «денежка», «черенок», «перышки» и др. Золотная нить накладывается непосредственно на ткань, без настила.

При шитье приговаривали, делая стежок (движение иглой на изнанку): «Господи, спаси», а обратно: «Господи, благослови» (со слов старожилов, в т.ч. Зинаиды Александровны Евшиной из поморского села Сумпосад).

Повойник. Из фондов Шуерецкой библиотеки-музея им. А. Н. Савина (Беломорский район)

Исследователь Поморья Иван Матвеевич Дуров писал, что «из всех видов побочного заработка можно отметить, как наиболее распространенное и ценное по искусству кустарное производство поморских рукодельниц, заключающееся в вышивательных, кружевных и золотошвейных работах… Вышивание золотом производится не для одних головных уборов; видны следы этой работы и на одеждах, ризах и других предметах церковного обихода, на обуви, поясах и прочих предметах женского туалета»[5].

К началу ХХ века промысел заглох, только донашивались шитые «золотом» головные уборы…

На примере двух изделий отчетливо видно народное ремесло и монастырское шитье. Фотография сделана в Сумском Посаде

В самом начале ХХI века, в период деятельности музея-мастерской «Рукоделия Поморья» в составе Беломорской СОШ № 3, началось изучение истории бытования золотошвейного ремесла в Поморье и технологических приемов шитья. Здесь не только хранятся, но и возрождаются, продолжают свою жизнь золотошвейные традиции Поморья. Это происходит во многом благодаря таким мастерам-подвижникам как Ирина Геннадьевна Ильина, руководитель музея-мастерской «Рукоделия Поморья», член Гильдии мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Карелии, народный мастер традиционных художественных промыслов и ремесел РК. Она в течение многих лет изучала и восстанавливала технологию золотного шитья, чтобы передать полученные знания.

Ирина Геннадьевна Ильина

С переводом музея-мастерской в структуру Центра поморской культуры появилась новая образовательная площадка по возрождению утраченного ремесла. С 2016 года в музее-мастерской «Рукоделия Поморья» Центра поморской культуры регулярно организуются обучающие курсы по традиционному ремеслу для взрослых, проводятся мастер-классы, реализуется детская образовательная программа «Бабушкин урок»; с 2019 года создан и активно действует клуб золотошвеек. Постепенно сформировался костяк успешных вышивальщиц, которые в свободное от основной работы время посещали занятия, получали дополнительные консультации по ремеслу, участвовали в образовательных семинарах, выставках ДПИ…

Беломорские золотошвеи

В апреле 2021 года в Республике Карелия создано и развивается ООО «Золотая нить Поморья» (директор Наталья Вячеславовна Лысенковская), которое поддерживает возрождение северного золотного шитья и его развитие, выпуская сувенирную продукцию с отделкой традиционным северным золотным шитьём в мастерских Беломорска и Петрозаводска и отправляя в туристические точки Республики Карелия.

ИСТОЧНИК

_________________________________________________

[1] Моисеенко И. Русская вышивка ХVIII – начала ХХ века. – Л. : «Художник РСФСР», 1978.

[2] Григорьева Г.А. Одежда населения побережья Белого моря во второй половине Х1Х – начале ХХ века // Народная культура Русского Севера. – Архангельск, 1997. — С. 108-133.

[3] Информант Семенова Н.С., с. Нюхча, 2007 г.

[4] Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : Каталог / Соловец. гос. ист.-архит. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И.Э. Грабаря. Арханг. фил. ; [Авт. вступ. ст. и сост. Г.А. Григорьева]. — Архангельск : Правда Севера, 2000.

[5] Дуров И. Кустарное производство поморских рукодельниц // Экономика и статистика Карелии. — 1926. — №4. — С. 73-76.