Тридцать лет назад у перекрестка к поселку Водников Беломорского района со стороны поморского села Шижни на бетонной плите был установлен большой корабельный якорь, символизирующий причастность к флоту и морским традициям живущих здесь семей моряков. Рядом поставлена стела с надписью «П.Водников».
Якорь доставлен на плавучем кране со скалистой луды, что в кабельтове от острова Молчанов. Здесь в начале прошлого века размещался лесопильный завод английского лесопромышленника К.Стюарта. Пилопродукция лесозавода отправлялась в страны Западной Европы морским транспортом.
Судя по массе якоря (не менее 1,5 тонн), он мог принадлежать торговому парусному судну водоизмещением до 1000 тонн. Вряд ли найдется информация, кому принадлежало и как называлось это судно. Можно лишь предположить, что к причалу о.Молчанов корабль подходил с помощью станового якоря, что также помогало ему и отходить от причала после погрузки. При отходе от причала груженого транспорта произошел обрыв якорного каната. Из-за сравнительно небольших глубин выход в море мог осуществляться только на приливной воде. В условиях ограниченного времени, у капитана не было возможности для поиска и подъема якоря удерживать трудноуправляемое судно вблизи каменистого берега. В лучшем случае здесь был сброшен буй.
То обстоятельство, что якорь впоследствии оказался на островке, позволяет считать, что по указанию администрации лесозавода его подняли на скалу, устранив тем самым препятствие для других судов, и в надежде на то, что судно, потерявшее якорь, вернется следующим рейсом и заберет его. Но этого не произошло. Вскоре, в связи с происходящими в стране революционными событиями, на лесозаводе К.Стюарта свернулось производство. Здесь, у острова Молчанов, на границе Сорокской и Сухонской губы Белого моря якорь пролежал, омываемый соленой водой, почти семь десятков лет. И, тем не менее, якорь, представляющий собой не разборную конструкцию ручной ковки, типа «адмиралтейский», неплохо сохранился. После того как якорь доставили на берег, его пришлось подвергнуть реставрации, обжечь газом, сбить окалину, ржавчину и покрасить. К сожалению, клейма с указанием веса и места происхождения на нем не обнаружили. Изготовлен он, скорее всего, английскими мастерами. Такими оснащались морские торговые и военные суда в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого веков. На набережных и центральных скверах многих портовых городов можно увидеть различные якоря, но наиболее привлекательными и престижными считаются адмиралтейские якоря, они являются в какой-то мере украшением и достопримечательностью местности, а в отдельных случаях и памятниками пострадавшим на море. Спустя сто лет со времени изготовления, наш якорь стал исторической реликвией, напоминающей нам об ушедших в историю лесозаводах, парусном торговом флоте и якорных дел мастерах.
Январь,2013 г.
Ю.Лежнев